Информационные материалы для родителей

Консультация «Формирование здорового образа жизни»

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. 

Здоровый образ жизни школьника включает:

·        правильное питание

·        занятие физическими упражнениями

·        закаливание

·        соблюдение режима дня

·        соблюдение норм гигиены

·        отказ от вредных привычек.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

1.    учебные занятия в школе;

2.    учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

3.    сон;

4.    питание;

5.    занятия физическими упражнениями;

6.    отдых;

7.    занятия в свободное время.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.

Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме,  где растёт ребёнок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п. 

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

*Растущий организм подростка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

*Приучите Вашего подростка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

*Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

*Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

*В формировании ответственного отношения подростка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.

2. Соблюдайте режим дня.

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора или игра на компьютере.

4. Любите своего ребенка, он – ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

5. Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день, а лучше – 8 раз.

6. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

7. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

8. Личный пример по ЗОЖ – лучше всякой морали.

9. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и вода.

10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе.

12. Следите за гигиеной сна вашего ребёнка.

13. Берегите нервную систему вашего ребёнка.

14. Прививайте гигиенические навыки. Главную роль играет пример семьи.

15. Не делайте за ребёнка то, что он может выполнить сам.

16. Будьте всегда и во всём примером для вашего ребёнка!

свернуть

Консультация « Организация досуга старшеклассников»

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема организации досуга старшеклассников. Школа, домашние задания, телевизор – таковы запрограммированные действия большинства современных школьников. А в старших классах, ко всему перечисленному добавляются итоговые экзамены. Свободного времени у старшеклассников не много, которого хватает только, например, на просмотр телевизора. Хочется, помимо удовольствия получать и пользу, дополнительные знания. Всеобщая компьютеризация привела к тому, что некоторые подростки все свое свободное время проводят за компьютером, играя в различные компьютерные игры. Встает проблема — «живое общение». Подростки общаются, только в так называемых, социальных сетях. Страдает и физическое развитие. Дети мало двигаются, редко гуляют. Других подростков мы часто видим на улице. Они проводят свое свободное время в бесцельной прогулке. «Пойдем, походим» — так определяется форма досуга. Отсюда криминогенная обстановка и рост преступности среди подростков. Основная задача родителей, организовать свободное время подростков средствами содержательного досуга. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в юношеском возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Старшеклассники - это молодые люди, стоящие на пороге юности, готовые переступить порог взрослой жизни. Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей юношей и девушек на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

По содержанию досуг старшеклассников можно подразделить на ряд групп: Первая группа связана с восстановлением различных сил старшеклассника. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости. Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность старшеклассников, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения школьников. Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно- исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно- игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение старшеклассников в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее актуализации в творческой деятельности. Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими старшеклассниками развивает коммуникативные умения, формирует у старшеклассника способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям. Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, туристические походы, школы актива и т.п. Включение старшеклассника в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формируются умения самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

Досуговая культура – это особый пласт культуры, создаваемый, познаваемой, и воспринимаемой человеком, исходя, из собственного выбора. Так как, досуг представляет собой разновидность учебно-воспитательной работы, то одной из особенностей организации досуговой деятельности старших школьников является её просветительский, развивающий и нравственный характер. Выделяют шесть основных методов в организации досуговой деятельности старших школьников. Их еще называют методами сотрудничества и творчества. К ним относят: -игровые методы; -соревновательные методы; -методы сотрудничества; -методы воспитывающих ситуаций; -методы импровизации Таким образом, досуговая деятельность имеет важное значение в жизни как старших школьников, так и каждого человека, что вызвано ускоренным ритмом жизни и увеличенными нагрузками. И от правильной ее организации зависит психологическое, физическое и эмоциональное здоровье, успех в учебе и в развитии старшеклассника.

свернуть

Интернет-зависимость: пути преодоления

Причины возникновения компьютерной зависимости:

Первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Он не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».

Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу.

Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное – слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совершенно другого ребёнка – непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

Неуверенность в себе, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

Замкнутость ребёнка. Малообщительный ребёнок, попавший в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, тоже подвержен риску компьютерной зависимости.

Рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.

Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

  Чрезмерное увлечение компьютером – индикатор состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда замечают переживания ребёнка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием ребёнка могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности. В случае выраженной компьютерной зависимости эти переживания обнажаются и становятся заметными. 

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет – 30 мин в день, но не ежедневно; 12-14 лет – 1 час в день; от 14 до 17 лет – 1,5 часа).

Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки и т.д.).

Приобщайте к домашним обязанностям.

Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем.

Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.

Учите правилам общения, расширяйте кругозор.

Играйте в настольные и др. игры, приобщайте к играм своего детства.

Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.

Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка.

Попробуйте выйти на диалог, расскажите о пользе и вреде компьютера.

          Надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребёнок во время увлечённой игры на компьютере. Игра даёт ему те эмоции, которые не всегда даёт ему жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлечённость, досада, гнев, раздражение. И всё это возможно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный аспект: у ребёнка в игре создаётся иллюзия овладения миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые ощущают свою неуспешность. Но в реальной жизни проблемы так не решаются.

            Технический прогресс не стоит на месте, и современные дети легко общаются с новой техникой и также легко эта новая техника затягивает их в свой мир. Задача взрослых – не позволить этому виртуальному миру заманить детей и сделать из них бездушных, безвольных, одиноких и равнодушных людей. Покажите ребёнку всю красоту, привлекательность, загадочность и непредсказуемость окружающего мира.

свернуть

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствия.

Что такое правонарушение?

 

 

Правонарушение — это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

 

- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

- Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

- Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Признаками проблемных детей могут являться: уклонение от учебы; низкая общественно-трудовая активность; негативные проявления (употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, курение, тяга к азартным играм); повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым.

Причины правонарушений:

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

 

ПАМЯТКА

по предупреждению административных правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних

 

1. Общий возраст привлечения к административной и уголовной ответственности начинается с 16 лет, но в определенных случаях он снижен до 14, и это связано с тем, что в данном возрасте гражданин в полной мере осознаёт противоправность своего поведения. (за убийство, за употребление, распространение наркотических средств – уголовная ответственность с 14 лет).

2. За правонарушения, совершенные несовершеннолетними до 14 лет, административную ответственность несут родители учащихся. (ст.9.4.КоАП Республики Беларусь)

3. Несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, могут находиться в вечернее время суток на улице без сопровождения взрослых до 23.00. После 23.00 обязательное сопровождение родителей или лиц по поручению родителей. (ст.17.3. КоАП Республики Беларусь)

4. При нахождении на улице в вечернее время необходимо обязательное наличие световозвращающего элемента в целях безопасности.

5. Езда на велосипеде по проезжей части разрешена с 14 лет. При этом велосипед обязательно должен быть оборудован сигнальным звонком, зеркалом заднего вида, котофотами.

6. Нецензурная брань в общественном месте является правонарушением (ст.17.1. Мелкое хулиганство, КоАП Республики Беларусь)

7. СМС – сообщения, переписка в Интернете с оскорбительными выражениями в адрес другого человека несут за собой административную ответственность.

8. Воровство недопустимо как во взрослом, так и в детском коллективе.

9. Лицам, не достигшим 21 года, употребление спиртных напитков строго запрещено.(ст.17.3. КоАП Республики Беларусь)

10. Запрещено курение (потребление) табачных изделий в местах, не предназначенных для курения.(ст.17.9.КоАП Республики Беларусь).

11. С детьми, совершившими правонарушение, организуется индивидуальная профилактическая работа в инспекции по делам несовершеннолетних.

Родители обязаны знать: круг общения своих детей, лучшего друга или подругу; интересы ребенка; где проводит время, в каких социальных сетях зарегистрирован и периодически контролировать их. Родителям необходимо помнить: из любой самой трудной ситуации есть выход, надо только пытаться его найти. Нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

 

свернуть

О родительском авторитете

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочен общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей.

Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все.

Для того чтобы ребенок признал ваше право советовать и воспитывать, необходимо приложить некоторые усилия. Соблюдайте «10 заповедей авторитетных родителей», и ваши старания окупятся.

1.                 Не теряйте самоуважения. Если вас замучили ежедневные обязанности, а помощи ждать неоткуда, попробуйте немного сократить их. Это необходимо, чтобы иметь возможность прийти в себя.

2.                 Относитесь друг к другу с уважениемВажно, чтобы это понимали все члены семьи и не допускали пренебрежительных, насмешливых интонаций в разговоре с любым из домочадцев.

3.                 Не допускайте неуважительного отношения к вам самим. Умейте, избегая грубости, поставить на место некультурного человека в магазине, транспорте, во дворе. Пусть ребенок видит, что вы можете постоять за себя.

4.                 Вступайтесь за ребенка, если он несправедливо обижен. Это не означает, что надо все время вмешиваться в детские игры и мчаться на защиту своего чада по любому поводу. Но не лишайте ребенка вашей поддержки, когда она ему по-настоящему нужна.

5.                 Отвечайте на вопросы ребенка. Ваши знания, компетентность являются для него не только возможностью получить необходимую информацию, но и лишним поводом для уважения.

6.                 Не обманывайте ребенка. 

7.                 Не подводите своего ребенка. 

8.                 Не меняйте необоснованно ваших решений. Если вы решили наказать ребенка за какой-то проступок, лишив сладкого или компьютера, доводите наказание до конца, не сдавайтесь под напором слез и уговоров. Если вы сдадитесь, авторитет пострадает очень сильно, ведь ребенок решит, что всегда сможет с помощью капризов повернуть дело в свою пользу.

9.                 Никогда сгоряча не наказывайте ребенка. Сначала убедитесь, что он на самом деле виноват. Незаслуженное наказание запомнится надолго и нанесет ущерб родительскому авторитету.

10.             Постарайтесь не выражать паники, неуверенности, нетерпения, если вы попали в неприятную ситуацию. Авторитетен прежде всего тот родитель, на которого можно положиться в любой, даже самой затруднительной, ситуации.

Укреплению авторитета родителей способствуют совместные прогулки, занятие спортом, посещение кинотеатра, театра, общие дела. В таких случаях ребенок чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам.

Авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим и воспитанию своих детей.

        Авторитет родителей растет, когда родители сочетают в своем подходе заботливость и разумную требовательность, он приобретается годами самоотверженной работы обоих родителей и является важной составляющей успешности воспитания детей в семье.

свернуть

Проблемы подростков. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные.

Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Причины конфликтов между подростками:

·             борьба за авторитет

·             соперничество

·             обман, сплетни

·             оскорбления

·             обиды

·             личная неприязнь к человеку

·             симпатия без взаимности

·             борьба за девочку (мальчика)

 

Быть подростком нелегко. Промежуток времени между взрослой жизнью и детством полон перемен – как физических, так и эмоциональных. Из-за высокой гормональной активности подростку порой трудно оставаться «социальным». Истерики, обиды, игнорирование родителей – все это стандартное для него поведение. Большинство подростков считают, что остальные «просто не догоняют». Но мы все были подростками. Мы обязательно догоним!

 

Для того чтобы подросток легче справился с этим тяжелым переходным периодом, предоставьте ему набор необходимых жизненных навыков. В частности, все подростки должны овладеть навыками разрешения конфликтов.

 

Обучение подростков навыкам разрешения конфликтов

 

Познакомьте подростка со следующими «заповедями» урегулирования конфликтов.

·        Заповедь 1: конфликт – это реальность, убежать от него не получится, игра в прятки не решит проблему.

·        Заповедь 2: проблема не исчезнет только по твоему желанию. Не притворяйся и не надевай маску. Прятать свои чувства – не самый лучший вариант.

·        Заповедь 3: учись бороться с проблемой, а не с человеком. Конфликт возникает из-за спорного вопроса (сложной ситуации), а не из-за человека. Не переходи на личности.

·        Заповедь 4: проявляй уважение. Прислушивайся к другому человеку. Слушай внимательно. Слушать родителей или учителей иногда скучно, но абстрагирование не решает проблем.

·        Заповедь 5: будь ассертивным – демонстрируй вежливую настойчивость. При решении конфликтов не нужно проявлять ни пассивность, ни агрессию. Быть ассертивным – это значит выражать свое мнение уверенно и спокойно, испытывая уважение как к себе, так и к оппоненту.

·        Заповедь 6: учись договариваться. Это самый важный навык, который следует приобрести. Умение договариваться пригодится тебе в долгосрочной перспективе.

·        Заповедь 7: придерживайся настоящего времени. Не вспоминай прошлые обиды и разногласия. Это еще больше усугубит конфликт.

·        Заповедь 8: замалчивание не помогает. Дуться на оппонента так же плохо, как и проявлять к нему агрессию – проблема останется нерешенной. Обсуждай ее.

·        Заповедь 9: будь понимающим. Попробуй поставить себя на место другого человека. Не занимай оборонительную позицию и внимательно анализируй ситуацию с различных точек зрения.

·        Заповедь 10: научись извиняться. Встань перед зеркалом и тренируйся, если это необходимо! Если ты не прав, прими это, от этого ты не станешь «слабаком». Наоборот, только сильный человек может сказать «извини». Это простое слово творит чудеса, попробуй!

свернуть

Как научить учиться с удовольствием?

Многие мамы школьников знают, что не все ребятишки любят ходить в школу, без особого удовольствия делают домашние задания, не все учатся на хорошие отметки. Но родители прекрасно понимают, что обучение в школе, хорошие отметки – это дисциплина на будущее, это залог успешного будущего. И тогда возникает вопрос, а как научить своего ребенка учиться? 

 

Во-первых, нужно разобраться, есть ли у ребенка сложности с обучением? Обратите внимание, на что он обычно жалуется:

  • «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.
  • «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
  • «Не понял» - проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
  • «Не могу представить» — проблема с воображением.

Также важна работа с эмоциями. Через игры, книжки проговорите с ребенком его переживания и страхи, связанные со школой, подскажите, как себя вести, если кто-то обидел, что-то не получается и так далее.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

1.    Организация режима дня;

2.    Контроль за выполнением домашних заданий;

3.    Приучение детей к самостоятельности.

Организация режима дня позволяет ребенку легче справиться с учебной нагрузкой, защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

 

 

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные» фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразиться на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 минут.

Очень важно находить интересные форматы изучения предметов. Историю можно дополнительно к учебникам изучать по интерактивным видео на YouTubе или сериалам, математику — через игры и приложения. Пусть ребенок попробует разные форматы и выберет самый интересный. Увлечения тоже могут стать инструментом обучения — те же компьютерные игры. Поиграйте вместе, попросите рассказать, что его там привлекает.

Рекомендации родителям:

1. Не стоит наказывать ребенка за «двойку», ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.

2. Покажите, что вы расстроены его отметкой, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.

3. Расспросите ребенка о причине получения неудовлетворительной отметки. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии получения плохой отметки, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д. 

4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф), за который получена «двойка». Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком неудовлетворительных отметок.

5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе. 

6. Не забудьте подходить к учителю или классному руководителю, чтобы узнавать о дальнейших успехах ребенка.

7. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещания, что он больше никогда не будет получать «2». Он никогда сразу не сможет исправить десять ошибок в диктанте или выучить всю таблицу умножения за день. Отсюда следующее правило.

8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.

 

И самое важное правило — всегда поддерживайте и хвалите своих детей, этим вы вселяете в них уверенность и желание достигать поставленных задач.

свернуть

Ответственность родителей за воспитание детей

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

 

Проблема роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних -одна из важных проблем нашего общества, как остро стоящая на сегодняшний момент.

Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас.

Какова же роль родителей в формировании полезных и вредных привычек у детей?

Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но самим делом.

Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.

Следующее условие правильного воспитания ребенка – любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, очень переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевный комфорт. Любовь ребенка предполагает участие в жизни семьи. Как ненормально, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях точно так же ненормально, когда в семье только дети отдыхают, развлекаются, а на долю родителей выпадает только труд.

Важное условие успешного воспитания в семье – авторитет родителей. Авторитет родителей -это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам.

Очень важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и происходит более правильное воспитание детей дома.

Проблема беспризорности и безнадзорности приобретает особую актуальность. От того, насколько вовремя выявлены категории «трудных» подростков и насколько адекватна помощь предлагаемому подростку, зависит его психологическое благополучие.

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу без уважительных причин, плохо ведут себя на уроках. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Либо не занимается совсем. Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; социально- экономическая нестабильность; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; потеря эмоциональных контактов родителей с детьми.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Подростками совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Посмотрим суть проблемы, факторы и причины возникновения правонарушений среди учащихся.

Социальные факторы: Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Асоциальное поведение родителей – пьянство, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточная любовь и внимание родителей. Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела. Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.

Гиперопека. Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность. При ослаблении контроля старших ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка. В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности. Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания. Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления и правонарушения.

свернуть

Консультация «Мой ребёнок становится подростком»

Воспитание подростка – вещь не из легких. Ведь в юношестве остро проявляется желание быть самостоятельным и независимым, возникает острая необходимость почувствовать вкус взрослой жизни и желание самовыразиться. Это и толкает подростка противится всему, что говорят ему взрослые. В свою очередь родителям сложно смириться с изменениями, происходящими с их ребенком. Как же научиться правильно общаться со своим чадом и понять его психологию?

Помните, весьма сильное влияние на воспитание подростка имеет то, что было “построено” родителями в прошлом. Также немаловажную роль играют отношения родителей между собой, семейные ценности и традиции, условия жизни, достаток и образование. Найти взаимопонимание с ребенком в этот период хоть и нелегко, но можно.

Как помочь подростку?

Уважаемые родители! Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

· Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками

· Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять

·Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки · Попытаться превратить свои требования в его желания

· Культивировать значимость образования

· Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»

· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства

· Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых

· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения

· Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

· Живите во имя своего ребенка

· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам

· Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей

· Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

 

Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует, как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения

свернуть

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка

 

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

- наличии чувства доверия к миру;

- способности проявлять гуманные чувства;

- способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

- наличии положительных эмоций и чувства юмора;

- способности и потребности в телесном контакте;

- чувстве удивления;

- вариативности поведения;

- способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

- способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

- способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок — улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;

психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

- принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

- создание в семье атмосферы положительных эмоций;

- создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

- поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка — эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);

- в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);

- включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей

- ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);

- начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;

- становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;

- проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);

- ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

- склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: