Для законных представителей

  Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном и чудесном мире книг, выбрать нужную книгу для чтения, следует посещать вместе с ним детскую библиотеку.

   Отправляясь первый раз в библиотеку, не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность.

   Документы и деньги понадобятся при оформлении читательского билета, без которого книги в библиотеке не выдаются. Когда вы получите читательский билет, можете подойти к библиотечным полкам. Книги на полках расставлены в определенном порядке, по темам. Однако как узнать подробнее, о чем та или иная книга?

   Часто о содержании нам говорит название книги, фамилия автора, а также иллюстрации. Если вы читали книги Виталия Бианки, то примерно знаете, о чем и как он пишет. Если в книге нарисованы рыбки и аквариумы, вряд ли в ней будет рассказываться о медведях или пчелах.

   Но все же основными советчиками при выборе книги для вас, конечно, будут аннотация и предисловие. Аннотация — это краткое содержание книги. Всего две-три фразы о самом главном. Предисловие — это небольшая статья об авторе, истории написания книги, ее героях. Так, даже не читая книгу, вы можете узнать, о чем она рассказывает.

   Правила обращения с книгой

   Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги — это верные, надежные друзья. Чтобы приятный процесс чтения не сказался отрицательно на здоровье ребенка, помните о следующих моментах:

  • читая, ребенок должен сидеть прямо, не горбясь;
  • читать лежа нельзя. От этого портится зрение;
  • книга должна быть хорошо освещена. Лучше, если свет падает сверху или с левой стороны. При слабом свете читать вредно — глаза напрягаются, быстро устают, и зрение слабеет. Не забывайте, что и при хорошем освещении глазам надо давать отдых — минут десять через каждый час;
  • очень важно, чтобы книга находилась на расстоянии не менее тридцати сантиметров от глаз.

Прививая ребенку любовь к чтению, учите его также бережному отношению к книге. Существуют определенные правила обращения с книгой:

  • Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.
  • Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.
  • Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
  • Нельзя загибать уголок. Страница будет испорчена. Уголок очень быстро отвалится.
  • Нельзя закладывать в книгу карандаш или ручку. От этого портится переплет. Лучше всего пользоваться закладками. Сделать закладку можно самим из цветной бумаги или открытки.
  • На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
  • Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.

Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге.                     

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Как привить любовь к книгам?

Детская болезнь XXI века — пропал интерес к книге. В век интернета дети перестают читать и скоро перестанут совсем. Можно ли привить ребёнку любовь к чтению? Можно, но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а… сами подают пример. Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей.

Приучить ребёнка к чтению и заставить его читать — две разные задачи. Мы рекомендуем отказаться от второй и сосредоточиться на первой. Можно, конечно, заставлять читать и из-под палки — подкупом, уговорами, разрешением смотреть телевизор за каждые прочитанные 10 страниц… Но как только ваше чадо немного подрастет, книги будут отброшены и забыты как способ угнетения, а ваши сын или дочь прочно усядутся в компьютерном кресле.

Читать детям можно и нужно с младенчества. Маленькие дети любят книги, для них это — развлечение, интересные истории, красивые картинки и просто успокаивающий звук маминого голоса. Книги для самых маленьких обязательно должны содержать красочные иллюстрации и короткие понятные истории. Сейчас книги для самых юных читателей — нередко выполняют ещё и функцию игрушек. В них могут быть завязки, аппликации и отверстия, в которые можно просунуть пальчики. В этом нет ничего плохого, такие книги-игрушки приучают ребёнка к тому, что любая книга — интересный мир, наполненный приключениями.

Каждому возрасту — свои книги. Конечно, мама и папам хотелось бы поскорее перейти к интересным и содержательным книгам про Буратино, Мумми-троллей или Пеппи Длинный чулок. Эти истории они помнят и любят с собственного детства. Но маленький ребёнок ещё не способен осмыслить такие сложные сюжеты. Каждый малыш должен пройти через короткие стишки, потешки и адаптированные варианты народных сказок.

Близкие герои

Сюжеты и герои книг должны быть интересны ребёнку. В раннем возрасте любимыми героями обычно бывают животные или ожившие игрушки. Позже становятся интересны книги о сверстниках. Хорошо, если герой книги побывает в знакомых ребёнку ситуациях: в детском саду, у врача, в зоопарке, в песочнице.

Как приучить ребёнка читать самостоятельно, когда он теоретически уже умеет это делать, но не хочет? На эту тему можно писать целые научные труды. К каким только хитростям не прибегают родители: «Страничку я — страничку ты», «Прочтёшь рассказ сам — получишь конфету»… Один из самых коварных и действенных приёмов — остановиться на самом интересном месте и уйти под предлогом срочных дел: нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп. Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему чаду. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению.

Собственный пример

Наверное, один из самых важных факторов. О том, что по-настоящему интересно, а не «полезно» или «нужно», ребёнок узнаёт на примере взрослых. В семьях курильщиков, как бы ни скрывалась родителями тяга к сигаретам, чаще всего вырастают курящие подростки. Запретное удовольствие оказывается самым привлекательным. Если после работы вы усаживаетесь за ужин с газетой или включаете телевизор, ребёнок быстро понимает, что по-настоящему интересны телевизор и журналы, а книги — это скука и обязаловка. Люди, которые по-настоящему любят читать, вспоминают, что часто видели своих родителей с книгой — в кресле вечером, на даче и даже за едой, хоть это и не слишком полезно.

Обсуждайте прочитанные книги с ребенком

Пусть он видит ваш интерес к прочитанной истории. Навыки пересказа, изложения своими словами развивают мышление, да и в школе очень пригодятся. Совместное чтение вслух по вечерам — хорошая традиция, которую стоит сохранить и после того, как ребёнок научился самостоятельно читать.

свернуть

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ

Ребенок плохо читает, не любит читать. Это очень огорчает родителей, поскольку чтение — главное умение человека в жизни. Навык чтения — залог успешного учения. Как же помочь ребенку?

Работу по обучению чтению младших школьников следует вести по следующим направлениям:

собственно обучение чтению – формирование и совершенствование навыка чтения, обучение восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности;

получение ребенком литературного знания.

Становления навыка чтения непростой и длительный процесс. Поэтому особенно важно развить у ребенка интерес к содержанию и процессу чтения. Малышу следует предоставить право выбора материала для чтения в зависимости от его увлечений, настроения, самочувствия.

Для развития интереса чтения важно поддержать в ребенке веру на успех. Этому способствует самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает, отмечает, до какого слова дочитал, пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневник изо дня в день. Сравнение результатов через неделю свидетельствует об увеличении скорости чтения.

При чтении ребенок должен испытывать максимальную комфортность, а сам процесс чтения протекал в доброжелательной атмосфере.

Не стоит заставлять ребенка дольше сидеть за книгой, нельзя сердиться. Пусть ребенок читает вслух недолго. Намного эффективнее, если домашняя тренировка будет проводиться ежедневно несколько раз по пять минут путем пересказа ребенком прочитанного материала, и еще раз перед сном.

Полезно читать вместе с ребенком («хором»). Если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, то скорость восприятия и чтения увеличивается.

Детей первого-второго классов следует учить чтению по щадящему режиму. Малыш читает одну-две строчки и отдыхает. Иллюстрации в данном случае помогают передохнуть и подготовиться к восприятию прочитанных предложений.

Чтобы приучить детей самостоятельно читать, полезно использовать следующий прием. Взрослый читает ребенку вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Увлеченный желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок продолжает чтение самостоятельно. Позже обязательно спросите, о чем он прочитал, похвалите за самостоятельность. Можно рассказать ребенку эпизод из произведения и вместо ответа на вопрос: «А что же дальше?» дать ему книгу.

Очень полезно практиковать домашнее чтение вслух. При этом читать надо вместе с ребенком по 20-30 минут. О прочитанных книгах нужно разговаривать, размышлять.

Внимание, поддержка, заинтересованность родителей в успехе сына или дочери прибавят ребенку уверенности и воодушевления. Доброжелательная, спокойная обстановка в доме помогает справиться с трудностями в учении.

свернуть

КНИГА В ВАШЕМ ДОМЕ

В каждом доме должен быть уголок чтения. «Личную» библиотеку школьника комплектовать нужно в зависимости от интересов, возраста. Формируя читательский интерес у них, следует позаботиться, чтобы они читали разножанровую литературу: сказки, приключения, научную фантастику, стихи, юморески, повести, басни.

Что же желательно иметь в личной библиотеке младшему школьнику? Прежде всего справочные издания, где можно навести справку при подготовке рефератов, сообщений. Полезно приобрести научно-популярную и научно-художественную литературу по программе школьного обучения, словари, атласы.

В уголке чтения обязательно должны быть любимые детьми художественные произведения. Может быть, это подаренные с памятной надписью книги, рассказы о любимом животном или героях приключенческих повестей. Главное, чтобы ребенок относился к книгам бережно, перечитывал их. Должны быть и книги, помогающие ему развить свои способности или связанные с его увлечением.

Приучать к книге следует постепенно, наращивая сложность чтения. При этом важно научить детей делиться своими впечатлениями и сомнениями.

Прежде чем приобретать книгу для домашней библиотеки, следует ознакомиться с содержанием: прочитать аннотацию, просмотреть несколько страниц, обратить внимание на иллюстрации.

На первых порах целесообразнее покупать небольшие по объему книжки с большими рисунками, стараться, чтобы дети запоминали автора и название книги. Приучайте детей при самостоятельном чтении фиксировать возникшие вопросы, интересные места из книги.

Детям следует дать право самостоятельно определить круг своего чтения, необходимо учитывать половые различия детей. Для заинтересованности ребенка чтением желательно проводить литературные игры: угадывание произведения по словам (иллюстрациям), разгадывание «хитрых» вопросов).

Чтобы помочь ребенку ориентироваться в мире книг, выбрать определенную книгу для чтения, следует хоть изредка посещать вместе с ним детскую библиотеку, книжные магазины.

Наличие книг в доме или запись ребенка в библиотеку не гарантирует, что он будет любить читать. Только организация родителями условий для чтения, совместное семейное чтение поможет сформировать читательский интерес у детей.

свернуть

Как подарить детям радость чтения

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения. Как же вернуть детям книгу? Чтобы воспитать в ребенке активного читателя, нужно прежде всего развивать у него познавательный интерес.

Слово “интерес” происходит от латинского interest — “имеет важное значение” и означает неравнодушие к чему-нибудь. О наличии познавательного интереса у ребенка говорят его стремление к углубленному изучению предмета, регулярное самостоятельное пополнение знаний в какой-то области, активное приобретение необходимых для усвоения этих знаний способов познания, преодоление возникающих в работе трудностей, умение не отвлекаться, сосредотачивать внимание на основной теме, ставить вопросы, проявлять инициативу, эффективно использовать свободное время и т. п. Познавательный интерес постоянно изменяется. Он гаснет без поиска, творчества, возможности приобретения новых знаний и умений.

Необходимо знать условия, которые обеспечивают пробуждение и развитие познавательного интереса:

  • наличие богатого и разнообразного чувственного опыта;
  • понимание общественной и личной значимости приобретенных знаний;
  • создание положительной эмоциональной обстановки для познания, переживания радости узнавания нового;
  • трудность, но посильность заданий;
  • творческий характер деятельности;
  • владение приемами познавательной деятельности;
  • наличие волевых качеств и т. п.

Познавательный интерес можно развивать через общение детей со взрослыми. Гуляя с ребенком на свежем воздухе, рассказывайте ему об удивительном мире животных и растений, о движении облаков, о том, какой путь проделало маленькое зернышко, чтобы стать вкусной булочкой, и т. д. Посещайте театры, выставки, библиотеки. Читайте и обсуждайте книги, детские газеты и журналы, отдельные заметки из периодических изданий для взрослых. Ведь чтение — один из лучших способов удовлетворения потребности в пище для ума.

свернуть

Домашняя библиотека

Формируя у детей читательский интерес, следует позаботиться, чтобы они читали литературу разных жанров: сказки, приключения, научную фантастику, басни, произведения афористического жанра и др.
В доме должна быть домашняя библиотека. Известны разные виды таких библиотек: рабочая (содержит вспомогательную, справочную литературу), специальная (включает книги по отдельным областям знаний), универсальная (объединяет издания общекультурного, общеобразовательного характера), библиофильская (состоит из редких книг).

Комплектовать “личную” библиотеку школьника можно по-разному, в зависимости от его интересов, возраста, материальных возможностей семьи. Но в ней обязательно должны быть представлены:

  • справочные издания, где можно найти необходимые сведения при подготовке к урокам, чтении книг, просмотре телепередач и т. п. Это прежде всего научно-популярная и научно-художественная литература по программе школьного обучения, книги серии: “Я познаю мир”, “Энциклопедия младшего школьника”, словари, атласы и др;
  • любимые детьми художественные произведения. Это могут быть книги, которые вы им подарили, сделав памятную надпись, — рассказы о животных, приключенческие повести. Художественная литература — особый вид познания действительности. Автор не просто описывает эпизоды жизни, явления, а передает их, преобразуя и одухотворяя;
  • специальная литература — издания, помогающие малышу развивать свои способности, заниматься любимым делом.


О. В. Шурпан, кандидат
педагогических наук, доцент;
А. В. Созанович, старший преподаватель
БрГУ им. А. С. Пушкина

свернуть

Как подружить ребенка с книгой

Первые шаги

Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. Сейчас же все обстоит иначе — на прилавках много детской литературы, и в этом изобилии очень трудно ориентироваться. У родителей появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка?

Вот несколько рекомендаций:

  • Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий. Покупайте книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы.
  • Информация, содержащаяся в книге, должна соответствовать уровню развития ребенка. Не стоит читать пятилетнему малышу учебник по зоологии, даже если он любит возиться с котятами. Куда больше в этом случае подойдут рассказы Джералда Даррелла или Виталия Бианки.
  • Книга должна быть хорошо оформлена и должна доставлять ребенку эстетическое удовольствие. Большие, яркие рисунки привлекут внимание малыша, а крупные буквы вдохновят на самостоятельное чтение. Следует покупать книжки с простыми и понятными ребенку рисунками.
  • Обращайте внимание на прочность книги: не слишком ли тонкие страницы, хорошо ли прикреплена обложка.
  • По формату книги лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок мог сам переворачивать страницы и переносить книгу с места на место.


    Выбрав книгу для чтения, сначала покажите ее ребенку, расскажите о том, как она попала в дом. Полистайте ее вместе, рассмотрите рисунки. Пусть ребенок сам полистает книгу. Когда он удовлетворит свое любопытство, заострите его внимание на том или ином рисунке, называя и показывая детали.

   Когда ребенок начнет получать удовольствие от подобного совместного “чтения”, можно перейти к совместному пересказу текста, показывая и называя предметы, героев книги, изображенных на рисунках. Однако старайтесь, чтобы пересказ не был чрезмерно длинным, не содержал сложные предложения и обороты речи.

   Вслед за этим переходите к более сложным пересказам сюжета и к собственно чтению. Но как только заметите, что малыш устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, чтобы не сформировать негативное отношение к чтению.

   Учитывайте характер своего ребенка. Один малыш может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Причин может быть много. Например, взрослые читают слишком быстро, слишком медленно или слишком долго, и ребенок утомился; малыш плохо себя чувствует, устал или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим; рисунки в книге неинтересные, непонятные, или их мало.

   Не старайтесь хитростью, а тем более силой заставить малыша читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге.

   Читать — это интересно!

    Интерес к чтению формируется с приобретением опыта переживания сюжета книги, полного погружения в описываемые события. Ребенок должен испытать состояние сопереживания героям и сосуществования с ними в воображаемом пространстве. Если вы услышите: “Я даже забыла, что я читаю книгу”, “Мне кажется, что эти ребята — мои друзья, как Наташа и Дима”, “Читать интереснее, чем смотреть фильм, потому что я представляю все очень подробно и так, как мне хочется”, — значит, какой-то рубеж вашим ребенком уже преодолен, и именно теперь он начинает приобретать опыт Читателя.

    Скорость чтения является важным, но отнюдь не главным условием для накопления такого опыта. Ребенок может обладать мини-мальными навыками, но увлечение содержанием побуждает его читать все быстрее и быстрее. Поэтому очень важно найти книги, которые заинтересуют его по-настоящему. “Денискины рассказы” Виктора Драгунского, книги Эдуарда Успенского, сказки, увлекательные произведения Николая Носова, Джанни Родари и т. д. будут интересны детям младшего возраста. Затем наступит переходный период, когда ребенка можно будет приобщать к литературе большего объема и более высокого уровня сложности. Трудно ожидать, что ребята сразу же увлекутся Марком Твеном или Жюлем Верном, — для этого необходим определенный опыт чтения. Для многих детей “переломными” книгами могут стать, например, произведения Клайва Льюиса, Джона Толкина, книги серии “Детский детектив”. Это добрые и захватывающие произведения.

    Сегодня, к сожалению, выпускается много литературы, способной сформировать у ребенка отнюдь не безобидные образные и этические стереотипы. В какой-то степени это тоже читательский опыт. Если вы почувствовали, что образы такой книги стали заполнять жизнь ребенка все больше и больше, попробуйте “забрать” ее. Но сделать это нужно корректно, тактично. Попытайтесь объяснить ребенку, что именно вас тревожит, и предложите взамен другую книгу с не менее захватывающим сюжетом.

   Рекомендуя сыну или дочери прочитать любимые книги вашего детства, проявляйте сдержанность — надо предоставить детям право самостоятельно определить свои пристрастия в чтении. Родителям следует также учитывать, что интерес к книгам о войне, технике, оружии и т. п. чаще проявляется у мальчиков, а сказки о принцессах или пособия по рукоделию скорее заинтересуют девочек.

Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку полюбить книги и научиться читать быстро.

  • На первых порах можно читать по очереди (через строчку или через абзац) или вместе с ребенком — хором. Когда малыш следит по тексту за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, скорость восприятия графических знаков, а значит, и скорость чтения у него увеличиваются. Кроме того, он усваивает применение средств интонационной выразительности речи — пауз, логических ударений и т. д. Чтение вслух не должно быть долгим. Доказано, что при обучении важна не длительность, а частота упражнений. Поэтому лучше, если домашние тренировки будут проводиться ежедневно несколькими порциями по пять минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час — два — снова пять минут чтения.
  • Постепенно передавайте инициативу малышу. Предложите ему почитать вам. Если вы создадите соответствующее настроение и продемонстрируете свой неподдельный интерес к книге, то ваш ребенок, прочитав первые строчки, непременно захочет узнать: а что же будет дальше? Как только вы почувствуете, что малыш увлечен, предоставьте ему возможность продолжить чтение про себя. Именно такой режим помогает увеличить скорость чтения, полноту восприятия, освобождает от необходимости постоянно контролировать появление ошибок и способствует развитию воображения. Если вы попросите ребенка рассказать, чем закончилась история, что понравилось, а что хотелось бы изменить в действиях героев, то не только решите проблему пересказа, но и создадите атмосферу читательского сотворчества.
  • Можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Можно рассказать занимательный эпизод из какого-нибудь произведения и вместо ответа на вопрос “А что дальше?” дать ребенку книгу. Увлеченный сюжетом, он в большинстве случаев продолжит чтение самостоятельно. Позже нужно обязательно спросить, о чем малыш прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
  • Очень хорошо, если в семье практикуется семейное чтение вслух — не для ребенка, а вместе с ребенком. Взрослые часто думают, что трудные, с их точки зрения, книги детям неинтересны. Но непонятное иногда не менее привлекательно, чем знакомое. Выбирайте интересные по сюжету книги. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Дубровский”, “Маленькие трагедии”, “Руслан и Людмила”, произведения Марка Твена очень нравятся детям. Привидения, приключения, тайны, чудеса, ожившие портреты, странствия и, наконец, любовь… О ней дети думают, любят слушать и переживают за героев волнующих историй не меньше, чем взрослые. Продолжительность такого чтения должна составлять 20 — 30 минут, чтобы дети не устали, не утратили интерес.
  • Ученику начальной школы можно предложить аудиокассеты с записями литературных произведений. Вначале пусть ребенок только слушает, а потом предложите ему следить за текстом по книге. Вы и сами не заметите, как скорость чтения и уровень понимания текста у малыша возрастут.


Практические рекомендации

Существует множество проблемных ситуаций, связанных с чтением. Для каждой из них есть свои пути решения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Ребенок до школы очень любил читать книжки, но с тех пор, как он начал учиться, интерес к чтению стал пропадать.

Пути решения:

  • Предложите ребенку отдать кому-нибудь книги, которые он уже не читает. Но прежде посмотрите, в каком они состоянии. Если они слегка потрепанные, займитесь вместе их реставрацией. Это в очередной раз привлечет его внимание к книгам.
  • Попробуйте через игру пробудить у ребенка интерес к чтению. Например, пусть ребенок угадывает произведение по словам (иллюстрациям).
  • Создавайте ситуации успеха, хвалите ребенка после прочтения очередной книги, отмечая это как очень важное событие.
  • Давайте ребенку читать различные по тематике книжки.
  • Прочитайте с ребенком книгу, по которой снят фильм. А затем посмотрите фильм и обсудите с ним, например, удачно ли режиссер воплотил в фильме сюжет книги, такими ли представлял себе ребенок героев книги и т. д.
  • Попробуйте вместе с ребенком написать рассказ, в котором ваш малыш будет главным героем.
  • Выбирайте для ребенка книги, где мало текста, но есть большие, красочные иллюстрации.
  • Пусть каждодневное семейное чтение станет традицией в вашей семье.


2. Ребенок очень увлечен компьютерными играми и просмотром видеофильмов, поэтому книги читает крайне редко.

Пути решения:

  • Распределите вместе с ребенком время для чтения и для игр. Но помните: никакого насилия! Никаких запретов!
  • Периодически читайте ребенку перед сном.
  • Многие книжные тексты выпускаются в компьютерном варианте. Приобретая их для ребенка, вы тем самым привлечете его внимание к чтению.
  • Расскажите сыну или дочери, что много интересной информации о событиях, происходящих в компьютерных играх, можно найти в книгах (например, если игра связана с историей).

3. Ребенок не проявляет интереса к чтению, хотя в домашней библиотеке есть много хороших книг.

Пути решения:

  • Пополняйте семейную библиотеку новыми изданиями, учитывая возраст ребенка.
  • Читайте книгу по очереди (начинает взрослый, ребенок продолжает).
  • Обсудите книгу в разговоре между взрослыми в присутствии ребенка, чтобы у него появилось желание принять участие в обсуждении.
  • Обсуждая с ребенком его школьные дела, старайтесь найти параллели в литературе. Возможно, ребенок захочет чаще обращаться к книгам и искать в них ответы на свои вопросы.

4. Ребенок чрезмерно много читает, но при этом не вдумывается в содержание книги. Он каждый раз пытается свести содержание новой книги к набору готовых схем и оценок.

Пути решения:

  • Покупайте книги вместе с ребенком.
  • Знакомство с новой книгой начните с обложки. Затем перелистайте книгу, оцените ее содержание.
  • После прочтения книги обсудите с ребенком вопросы: чему учит эта книга? Что понравилось в характерах главных героев? Что запомнилось больше всего?
  • Предложите ребенку игру “А если…”, где он должен придумать свои варианты завершения сюжета.
  • Нарисуйте героев книги или сделайте рисунок к какому-либо запомнившемуся моменту.

Н. Л. ГнилицкаЯ, педагог психолог,
И. А. Ванхадло, социальный педагог,
УО “НЦХГДМ”

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: