Первые шаги
Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. Сейчас же все обстоит иначе — на прилавках много детской литературы, и в этом изобилии очень трудно ориентироваться. У родителей появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка?
Вот несколько рекомендаций:
- Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий. Покупайте книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы.
- Информация, содержащаяся в книге, должна соответствовать уровню развития ребенка. Не стоит читать пятилетнему малышу учебник по зоологии, даже если он любит возиться с котятами. Куда больше в этом случае подойдут рассказы Джералда Даррелла или Виталия Бианки.
- Книга должна быть хорошо оформлена и должна доставлять ребенку эстетическое удовольствие. Большие, яркие рисунки привлекут внимание малыша, а крупные буквы вдохновят на самостоятельное чтение. Следует покупать книжки с простыми и понятными ребенку рисунками.
- Обращайте внимание на прочность книги: не слишком ли тонкие страницы, хорошо ли прикреплена обложка.
- По формату книги лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок мог сам переворачивать страницы и переносить книгу с места на место.
Выбрав книгу для чтения, сначала покажите ее ребенку, расскажите о том, как она попала в дом. Полистайте ее вместе, рассмотрите рисунки. Пусть ребенок сам полистает книгу. Когда он удовлетворит свое любопытство, заострите его внимание на том или ином рисунке, называя и показывая детали.
Когда ребенок начнет получать удовольствие от подобного совместного “чтения”, можно перейти к совместному пересказу текста, показывая и называя предметы, героев книги, изображенных на рисунках. Однако старайтесь, чтобы пересказ не был чрезмерно длинным, не содержал сложные предложения и обороты речи.
Вслед за этим переходите к более сложным пересказам сюжета и к собственно чтению. Но как только заметите, что малыш устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, чтобы не сформировать негативное отношение к чтению.
Учитывайте характер своего ребенка. Один малыш может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Причин может быть много. Например, взрослые читают слишком быстро, слишком медленно или слишком долго, и ребенок утомился; малыш плохо себя чувствует, устал или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим; рисунки в книге неинтересные, непонятные, или их мало.
Не старайтесь хитростью, а тем более силой заставить малыша читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге.
Читать — это интересно!
Интерес к чтению формируется с приобретением опыта переживания сюжета книги, полного погружения в описываемые события. Ребенок должен испытать состояние сопереживания героям и сосуществования с ними в воображаемом пространстве. Если вы услышите: “Я даже забыла, что я читаю книгу”, “Мне кажется, что эти ребята — мои друзья, как Наташа и Дима”, “Читать интереснее, чем смотреть фильм, потому что я представляю все очень подробно и так, как мне хочется”, — значит, какой-то рубеж вашим ребенком уже преодолен, и именно теперь он начинает приобретать опыт Читателя.
Скорость чтения является важным, но отнюдь не главным условием для накопления такого опыта. Ребенок может обладать мини-мальными навыками, но увлечение содержанием побуждает его читать все быстрее и быстрее. Поэтому очень важно найти книги, которые заинтересуют его по-настоящему. “Денискины рассказы” Виктора Драгунского, книги Эдуарда Успенского, сказки, увлекательные произведения Николая Носова, Джанни Родари и т. д. будут интересны детям младшего возраста. Затем наступит переходный период, когда ребенка можно будет приобщать к литературе большего объема и более высокого уровня сложности. Трудно ожидать, что ребята сразу же увлекутся Марком Твеном или Жюлем Верном, — для этого необходим определенный опыт чтения. Для многих детей “переломными” книгами могут стать, например, произведения Клайва Льюиса, Джона Толкина, книги серии “Детский детектив”. Это добрые и захватывающие произведения.
Сегодня, к сожалению, выпускается много литературы, способной сформировать у ребенка отнюдь не безобидные образные и этические стереотипы. В какой-то степени это тоже читательский опыт. Если вы почувствовали, что образы такой книги стали заполнять жизнь ребенка все больше и больше, попробуйте “забрать” ее. Но сделать это нужно корректно, тактично. Попытайтесь объяснить ребенку, что именно вас тревожит, и предложите взамен другую книгу с не менее захватывающим сюжетом.
Рекомендуя сыну или дочери прочитать любимые книги вашего детства, проявляйте сдержанность — надо предоставить детям право самостоятельно определить свои пристрастия в чтении. Родителям следует также учитывать, что интерес к книгам о войне, технике, оружии и т. п. чаще проявляется у мальчиков, а сказки о принцессах или пособия по рукоделию скорее заинтересуют девочек.
Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку полюбить книги и научиться читать быстро.
- На первых порах можно читать по очереди (через строчку или через абзац) или вместе с ребенком — хором. Когда малыш следит по тексту за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, скорость восприятия графических знаков, а значит, и скорость чтения у него увеличиваются. Кроме того, он усваивает применение средств интонационной выразительности речи — пауз, логических ударений и т. д. Чтение вслух не должно быть долгим. Доказано, что при обучении важна не длительность, а частота упражнений. Поэтому лучше, если домашние тренировки будут проводиться ежедневно несколькими порциями по пять минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час — два — снова пять минут чтения.
- Постепенно передавайте инициативу малышу. Предложите ему почитать вам. Если вы создадите соответствующее настроение и продемонстрируете свой неподдельный интерес к книге, то ваш ребенок, прочитав первые строчки, непременно захочет узнать: а что же будет дальше? Как только вы почувствуете, что малыш увлечен, предоставьте ему возможность продолжить чтение про себя. Именно такой режим помогает увеличить скорость чтения, полноту восприятия, освобождает от необходимости постоянно контролировать появление ошибок и способствует развитию воображения. Если вы попросите ребенка рассказать, чем закончилась история, что понравилось, а что хотелось бы изменить в действиях героев, то не только решите проблему пересказа, но и создадите атмосферу читательского сотворчества.
- Можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Можно рассказать занимательный эпизод из какого-нибудь произведения и вместо ответа на вопрос “А что дальше?” дать ребенку книгу. Увлеченный сюжетом, он в большинстве случаев продолжит чтение самостоятельно. Позже нужно обязательно спросить, о чем малыш прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
- Очень хорошо, если в семье практикуется семейное чтение вслух — не для ребенка, а вместе с ребенком. Взрослые часто думают, что трудные, с их точки зрения, книги детям неинтересны. Но непонятное иногда не менее привлекательно, чем знакомое. Выбирайте интересные по сюжету книги. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Дубровский”, “Маленькие трагедии”, “Руслан и Людмила”, произведения Марка Твена очень нравятся детям. Привидения, приключения, тайны, чудеса, ожившие портреты, странствия и, наконец, любовь… О ней дети думают, любят слушать и переживают за героев волнующих историй не меньше, чем взрослые. Продолжительность такого чтения должна составлять 20 — 30 минут, чтобы дети не устали, не утратили интерес.
- Ученику начальной школы можно предложить аудиокассеты с записями литературных произведений. Вначале пусть ребенок только слушает, а потом предложите ему следить за текстом по книге. Вы и сами не заметите, как скорость чтения и уровень понимания текста у малыша возрастут.
Практические рекомендации
Существует множество проблемных ситуаций, связанных с чтением. Для каждой из них есть свои пути решения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Ребенок до школы очень любил читать книжки, но с тех пор, как он начал учиться, интерес к чтению стал пропадать.
Пути решения:
- Предложите ребенку отдать кому-нибудь книги, которые он уже не читает. Но прежде посмотрите, в каком они состоянии. Если они слегка потрепанные, займитесь вместе их реставрацией. Это в очередной раз привлечет его внимание к книгам.
- Попробуйте через игру пробудить у ребенка интерес к чтению. Например, пусть ребенок угадывает произведение по словам (иллюстрациям).
- Создавайте ситуации успеха, хвалите ребенка после прочтения очередной книги, отмечая это как очень важное событие.
- Давайте ребенку читать различные по тематике книжки.
- Прочитайте с ребенком книгу, по которой снят фильм. А затем посмотрите фильм и обсудите с ним, например, удачно ли режиссер воплотил в фильме сюжет книги, такими ли представлял себе ребенок героев книги и т. д.
- Попробуйте вместе с ребенком написать рассказ, в котором ваш малыш будет главным героем.
- Выбирайте для ребенка книги, где мало текста, но есть большие, красочные иллюстрации.
- Пусть каждодневное семейное чтение станет традицией в вашей семье.
2. Ребенок очень увлечен компьютерными играми и просмотром видеофильмов, поэтому книги читает крайне редко.
Пути решения:
- Распределите вместе с ребенком время для чтения и для игр. Но помните: никакого насилия! Никаких запретов!
- Периодически читайте ребенку перед сном.
- Многие книжные тексты выпускаются в компьютерном варианте. Приобретая их для ребенка, вы тем самым привлечете его внимание к чтению.
- Расскажите сыну или дочери, что много интересной информации о событиях, происходящих в компьютерных играх, можно найти в книгах (например, если игра связана с историей).
3. Ребенок не проявляет интереса к чтению, хотя в домашней библиотеке есть много хороших книг.
Пути решения:
- Пополняйте семейную библиотеку новыми изданиями, учитывая возраст ребенка.
- Читайте книгу по очереди (начинает взрослый, ребенок продолжает).
- Обсудите книгу в разговоре между взрослыми в присутствии ребенка, чтобы у него появилось желание принять участие в обсуждении.
- Обсуждая с ребенком его школьные дела, старайтесь найти параллели в литературе. Возможно, ребенок захочет чаще обращаться к книгам и искать в них ответы на свои вопросы.
4. Ребенок чрезмерно много читает, но при этом не вдумывается в содержание книги. Он каждый раз пытается свести содержание новой книги к набору готовых схем и оценок.
Пути решения:
- Покупайте книги вместе с ребенком.
- Знакомство с новой книгой начните с обложки. Затем перелистайте книгу, оцените ее содержание.
- После прочтения книги обсудите с ребенком вопросы: чему учит эта книга? Что понравилось в характерах главных героев? Что запомнилось больше всего?
- Предложите ребенку игру “А если…”, где он должен придумать свои варианты завершения сюжета.
- Нарисуйте героев книги или сделайте рисунок к какому-либо запомнившемуся моменту.
Н. Л. ГнилицкаЯ, педагог психолог,
И. А. Ванхадло, социальный педагог,
УО “НЦХГДМ”
Мы в соцсетях & RSS