Инновационный опыт

Инновационный проект

«Внедрение модели допрофильной подготовки учащихся в условиях взаимодействия учреждений общего среднего, профессионального образования, семьи и социума»

Сроки реализации проекта:  2016-2019 гг.

Консультанты проекта

Ильин Михаил Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно - методической работе, учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» ;

Добриневская Анна Ивановна, методист высшей категории государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», заслуженный работник образования Республики Беларусь.

 

Актуальность инновационного проекта

Актуальность инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной подготовки учащихся в условиях взаимодействия учреждений общего среднего, профессионального образования, семьи и социума»

 

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности. Повышение качества образования и его практической направленности является одной из актуальных проблем отечественного образования.

Перед системой образования и каждым учреждением образования государством поставлена задача подготовки молодого поколения к полноценной успешной жизни в обществе, к продолжению образования и активной творческой профессиональной деятельности.

Изменяются не только содержание, требования и подходы к обучению, источники информации и возможности её освоения, изменяются сами дети, их ценностные ориентации, мотивы и цели обучения, притязания и приоритеты.

        Увеличение объемов информации и отсутствие у подавляющего большинства учащихся умений её практического использования для собственного развития и в интересах общества приводит к перегрузкам, снижению здоровья и познавательной мотивации, к неумению выстроить свою успешную профессиональную карьеру.

        Очевидно, что традиционная педагогика себя исчерпала. На смену приходит компетентносная, личностно и профессионально ориентированная педагогика. Не вызывает сомнения, что все дети разные, что все к чему-то способны, склонны к какой-то деятельности. Нельзя учить всех всему и одинаково. Учить надо каждого тому, что дано ему природой. Важно вовремя выявить природные задатки, склонности, способности и интересы ребенка, чтобы учить природосообразно, чтобы помочь каждому ребенку найти его призвание. Эта актуальнейшая задача сегодня может быть решена только совместными усилиями родителей и педагогов.

        С целью повышения качества образования и готовности учащихся к успешной профессиональной деятельности в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение на III ступени общего среднего образования (инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22.05.2015 № 05-21/90-и «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования»). Проблемно - ориентированный анализ состояния и результатов профильного обучения показывает, что большинство учащихся 9 классов к осознанному выбору профиля обучения в 10 классе, тем более с ориентацией на сферу профессиональной деятельности в будущем, не готово. Учащиеся IX классов плохо знают себя, слабо ориентируются в мире профессий, не умеют соотнести требования профессии, рынка труда и свои способности и возможности, поэтому и выбор зачастую делают ситуативно или под влиянием родителей, которые предпочитают наиболее «модные» и престижные профессии и не учитывают природные задатки и способности своего ребёнка. Это проблема личностная, социально-педагогическая и государственная, поэтому её решение нельзя отложить на потом. Учреждению общего среднего образования в одиночку с этой проблемой не справиться.

Работа по профориентации в школах сводится, в основном, к просветительству и не всегда ориентирована на профессиональное развитие учащихся, проводится несистематично, эпизодически. Педагоги в большинстве случаев не владеют технологиями профессионального развития и целенаправленного самоопределения учащихся и не проводят специальных занятий по обучению выбору.

Очевидна проблема низкой профориентационной компетентности учащихся и несистемной работы педагогов по ее формированию и развитию, которая может быть разрешена в процессе инновационной деятельности по внедрению модели допрофильной подготовки учащихся как составной части системы профильного обучения.

Актуальность темы проекта определяется наличием противоречий:

•       между нормативными требованиями высокого качества индивидуализированного образования и отсутствием системы в использовании всех факторов повышения качества образования;

•       между возможностью для учащихся осуществлять образовательный и профессиональный выбор и несформированностью у них навыков осознанного выбора, особенно с перспективой на будущую профессию;

•       между достаточным уровнем профессиональных компетенций педагогов и отсутствием опыта их эффективного использования в условиях личностного и профессионально ориентированного обучения;

•       между ориентацией школы на организацию профориентационной работы и подготовку учащихся к выбору через деятельность только классного руководителя и неиспользованием в профориентационной работе потенциала всего коллектива;

•       между использованием собственных ресурсов школы на организацию профориентационной работы и неиспользованием большого потенциала учреждений дополнительного и профессионального образования, возможностей семьи и социума.

Разрешение этих противоречий актуально для всех учреждений страны.

свернуть

Итоги инновационного проекта

Итоги инновационного проекта

«Внедрение модели допрофильной подготовки учащихся в условиях взаимодействия учреждений общего среднего, профессионального образования, семьи и социума».

 

Целью инновационного проекта являлось формирование навыков осознанного образовательного и профессионального выбора учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей через использование современных образовательных технологий и целенаправленное взаимодействие с семьей и социумом.

База инновационной деятельности: образовательный процесс в 1-11 классах. 100% учащихся охвачены инновационной деятельностью. Работа с учащимися организована на диагностической основе и на основании инновационных подходов по формированию у них навыков образовательного и профессионального выбора.

Деятельность по внедрению инновационного проекта была организована в соответствии с законодательством Республики Беларусь и разработанными на его основе локальными нормативными документами учреждения.

Педагоги вели работу по изучению запросов учащихся, оказанию информационно – консультационной помощи родителям.

Были созданы микрогруппы педагогов. Каждая микрогруппа определила для себя направления работы в зависимости от сферы деятельности и функционала: ВЗГЛЯД + (Человек-Человек), ЭКОГРАД (Человек-Природа), ТВОЙ ВЫБОР (Человек-Техника), ПРОФЗНАК (Человек-Знаковая система), ВДОХНОВЕНИЕ (Человек-Художественный образ), микрогруппа «Поверь в себя».

На протяжении трёх лет работы учреждения образования в рамках инновационного проекта осуществлялась систематическая учёба педагогических кадров, организовывался обмен опытом участниками проекта.

Деятельность всего педагогического коллектива была ориентирована на поиск, апробирование и активизацию новых информационно - аналитических, познавательных, наглядно-информационных форм организации работы с учащимися, направленных на подготовку к осознанному выбору профессии.

В      поле зрения педагогического коллектива была работа, направленная на повышение активности учреждения образования по информированности социума о своей педагогической деятельности и её положительных результатах. Информирование учащихся и их законных представителей осуществляется посредством информационных уголков, видеофильмов, мультимедийных презентаций, сайта учреждения образования.

Профинформирование и профагитация реализовано через стендовую информацию, обзоры буклетов учебных заведений республики. В классных кабинетах 9,11 классов созданы уголки «Тебе, абитуриент!». Информационный стенд «Профориентация» в учреждении образования содержит материалы о правилах приема в учебные заведения РБ, подготовительных курсах, о Днях открытых дверей в учебных заведениях и др. Организована периодическая смена информации. В библиотеке организована тематическая книжная полка «От мечты к выбору профессии», литература которой предназначенная для использования классными руководителями, учителями-предметниками, учащимися.

 В периодической печати педагоги делились опытом работы: Силюк, Н.В. Стаць патрэбным сваёй радзіме / Н.В.Силюк // «Настаўніцкая газета». – 2018 – 03 марта – с.18, Минаева Г.С. Даследчая кампетэнтнасць сродкамі візуалізацыі/ Г.С.Минаева // «Настаўніцкая газета». – 2019 – 09 февраля – с.18.

Ежегодно посредством информационно - аналитической деятельности осуществлялся сбор информации о профессиях, необходимых нашему краю. Таким образом, был создан банк учреждений образования, центров, предприятий, учреждений дополнительного и профессионального образования, с которыми   было налажено сотрудничество учреждения образования с целью допрофильной подготовки учащихся.

Налажено сотрудничество с учреждением образования «Ивьевский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей» по подготовке учащихся 10 класса: юноши - «Слесарь по ремонту автомобилей», девушки – «Швея». В рамках проекта расширялось сотрудничество учреждения образования с предприятиями района. Одним из знаковых было сотрудничество с Управлением по труду, занятости и социальной защите Ивьевского райисполкома. Разработаны программы профессиональных проб для девушек и юношей. В рамках разработанной программы сотрудничества 2 группы девушек в возрасте от 14 до 18 лет, которые изъявили желание и имели способности к данному виду деятельности, прошли профессиональную пробу «Швея». Для юношей в мае проводились профессиональные пробы «Рабочий зелёного строительства», в июле – августе «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий». Важно отметить, что учащиеся не только прошли теоретическое и практическое обучение данным профессиям, но и получали заработную плату.

Разработаны программы сотрудничества с КСУП «Юратишки», Юратишковское лесничество.

При поддержке ОО «БРСМ» Ивьевского райисполкома организован отряд, который в сентябре помогал в уборке картофеля КСУП «Трабы».

В помощь педагогам, учащимся и родителям с целью организации целенаправленной работы по самообразованию участников инновационной деятельности были разработаны «Методические рекомендации по ориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии».

Расширилась география экскурсионной деятельности. Экскурсии профориентационной направленности были организованы для учащихся 1- 11 классов на предприятия и организации микрорайона и за его пределы: в Лидский историко-художественный музей, Лидский региональный центр народного творчества и ремёсел, Ивьевский РОВД, редакцию газеты “Іўеўскі край”, УК «Ивьевский музей национальных культур». В рамках программы сотрудничества с УК «Ивьевский музей национальных культур» проходила акция “Музей у чамадане для музея”. В ходе экскурсий обущающеся знакомились с достопримечательностями края, профессиями необходимыми региону. В ходе экскурсионной деятельности учащихся привлекала профессия экскурсовод. Отразилось это в заинтересованности обучающихся попробовать свои возможности в данной профессии. С этой целью были организованы профессиональные пробы в сфере «человек-человек» по направлению «Экскурсовод» на базе краеведческого музея «Вытокі» учреждения образования, что позволило учащимся изучить теоретические вопросы и примерить на себе практические основы данной профессии. Создан видеоролик музейных экспозиций «Наша школа вчера и сегодня», буктрейлер «Виртуальная экскурсия по школьному музею на иностранном языке», что позволило учащимся попробовать себя в различных профессиях: они были журналистами, экскурсоводами, операторами, видеомонтажёрами.

Эффективное сотрудничество с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций, представителями учреждений образования, а также с бывшими выпускниками нашей школы, нынешними студентами, позволило учащимся определиться в выборе будущей профессии. Обучающимся 9, 11 классов были представлены следующие учреждения образования: Гродненский государственный аграрный университет, Белорусский государственный аграрно-технический университет, УО «Вороновский ГПТК сельскохозяйственного производства», УО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей», УО «Ошмянский государственный профессиональный аграрно-технический колледж», Академия МВД, БГУИР, БНТУ, БГТУ.

 Одним их основных средств реализации допрофильного обучения являлась организация факультативных занятий, объединений по интересам, дополнительных занятий по учебным предметам на платной основе. На основании запросов учащихся и их родителей организовано проведение факультативных занятий предметной направленности, что обеспечивает 100 % охват факультативным обучением учащихся.

 Во многом решают задачи профильной ориентации факультативные занятия профессиональной направленности. Для учащихся 9–х классов работают факультативы «Моё профессиональное будущее», «Художественное точение древесины».

Организовано профильное обучение по 3 модели в 10,11 классах. Учащиеся профильных 10, 11 классов на повышенном уровне изучают отдельные учебные предметы, посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». В перспективе педагогический коллектив планирует вести допрофильную подготовку и профильное обучение по данной модели. При наличии заявок, готов делиться с педагогами других учреждений.

Организованы объединения по интересам различной направленности «Музеязнаўства», «Творческая мастерская», «Актёрское мастерство», «Сценическая речь». На базе УО работают объединения по интересам, организованные ГУО «Ивьевский районный центр творчества детей и молодёжи»: «Шах и мат», «Шахматы», «Вокальное пение», «Вокальная студия», «К здоровью через игру», «Волейбол», «Баскетбол», «Школа пионерского мастерства».

Учреждение образования сотрудничает с Ивьевской ДЮСШ (объединения по интересам «Легкая атлетика»), учреждением «Гродненская межрайонная ДЮСШ профсоюзов «Вымпел» («Гребля на байдарках»).

Связь учебных предметов с профессиональной средой содействовала осуществлению дифференцированного обучения учащихся для раскрытия их интересов, склонностей, способностей и формированию у учащихся осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого, ознакомлению учащихся с профессиями и специальностями, учреждениями образования, где можно получить ту или иную профессию, образование.

При проведении учебных и факультативных занятий учителя использовали различные средства и методы обучения: проектную деятельность, деловые и ролевые игры, семинары, круглые столы, конференции, что содействует развитию познавательного интереса, творческой направленности учащихся. Учителя обеспечивали профориентационную направленность уроков, формировали у учащихся общетрудовые, профессионально важные качества. При проведении профессиональных проб проводились наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся. Учителями-предметниками созданы мультимедийные презентации для проведения уроков, внеклассных мероприятий по предмету и профессиональных проб. Создан банк учебных и творческих заданий, дидактических материалов к урокам профориентационной направленности по белорусскому языку. По учебному предмету «Биология» создан справочник «Биология и медицина. Врачебные специализации в изучении курса «Биология человека» в 9 классе», разработан урок по этому курсу. Как показал опыт трудоустройства учащихся уровень навыков осознанного выбора профессии выше среднего. Так, из 27 выпускников 11 класса 2017/2018 учебного года, 5 (18,5%) поступили в медицинские высшие учебные заведения. 

Удачно организованы профессиональные пробы «Врач», «Медицинская сестра», которые проводились не только в учреждении образования, но и совместно с Юратишковской городской больницей. Благодаря сотрудничеству с ПАСП-17 г.п. Юратишки учащиеся  изучали особенности профессии «Спасатель», что способствовало дальнейшему поступлению учащихся 11 класса в учреждения образования МЧС Республики Беларусь. 2016/2017 учебный год – 0, 2017/2018 учебный год – 1, в 2018/2019 учебном году планируют 2 учащихся продолжить учебу в учреждения образования МЧС. Проведение профессиональных проб «Механизатор», «Слесарь по ремонту сельхозтехники», «Закройщик. Швея», «Оператор связи», что также способствовало дальнейшему трудоустройству учащихся.

Воспитанию положительного отношения учащихся к трудовой деятельности содействовала организация общественно полезного труда, трудовой практики учащихся 5-8 классов, медицинской практики и военно-полевых сборов учащихся 10 классов, организация работы лагеря труда и отдыха «Импульс» совместно с ГЛХУ Ивьевский лесхоз, участие в трудовых операциях и акциях: «Нашему поселку – нашу заботу», «Уют школьного двора», «Чистый лес», «День малых рек», акции по сбору металлолома и макулатуры.

На протяжении всего периода реализации инновационного проекта знакомство с миром профессий, формирование представлений о профессиональных качествах осуществлялось на информационных и классных часах, которые проводятся в 1-11 классах в форме диспутов, круглых столов, деловых игр с приглашением родителей и общественности, которые содействовали формированию положительного отношения к людям труда, воспитывали чувство уверенности в своих силах.

Во время проведения обзорных информационных часов «Что? Где? Когда?», «Это интересно знать», которые были организованы по материалам периодической печати и СМИ, учащиеся 8 класса поделились интересными фактами о разных профессиях. Классный час «Пусть улыбается детство», устный журнал «Профессии на страже закона» тематический информационный час с использованием материалов Детского правового сайта «Права ребёнка – права гражданина» помогли учащимся познакомиться с юридическими профессиями. Тематический информационный час «Профессии современности”, классный час «Новые профессии на рынке труда Республики Беларусь» познакомили учащихся с новыми и редкими профессиями, которые востребованы на рынке труда. Деловая игра «Мир профессий», профориентационное занятие с просмотром презентации «Знакомимся с миром профессий» дали возможность учащимся узнать о различных профессиях. Игровой лабиринт «Кем я буду», познавательный альманах «В профессию первые шаги» , деловая игра с элементами тренинга «Свой бизнес? Да, это возможно!», ситуационная игра «С заботой о будущем» и другие мероприятия позволили учащимся сформировать представление о мире профессий, ответственно подойти к выбору профессии в будущем. 

Признанной формой работы по профессиональной ориентации школьников стало ежегодное проведение в феврале Недели профориентации. На протяжении февраля месяца в учреждении образования постоянно проводятся веб-квесты под единой тематикой «Жыццё кароткае, Радзіма вечная». Итогом стала презентация профориентационных проектов классных коллективов по благоустройству малой Родины, г.п. Юратишки, и создание совместного плаката “Запрашаем у Юрацішкі”. Были разработаны мини-проекты по благоустройству поселка: “TenStars” (10 кл.), агроусадьба “Малая радзіма” (11 кл.), студия ландшафтного дизайна “Фитония” и др.

Организована исследовательская деятельность учащихся. Разработана тематика исследовательских проектов по профориентации и самоопределении учащихся. Творческая работа учащейся 10 класса Богушевич С. «Праз творчасць у прафесiю жыцця» заняла 2 место в районном конкурсе в рамках республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

Актуальным и познавательным явилось включение специалистов СППС с информационно - консультационным материалом по вопросам профориентации с учащимися, родителями, педагогами. Проведены профориентационные встречи и занятия с учащимися: профориентационная игра «Цепочка профессий» (6-7 классы), тренинговое занятие «Мои способности» (8 класс), профигра «Темперамент и выбор профессии» (9 классы), занятие с элементами тренинга «На пути к профессии» (11 класс) и др. Помочь родителям и учащимся сориентироваться в выборе будущей профессии для своих детей способствовало проведение круглого стола «Трудовые династии» для родителей учащихся 7 класса.

Для родителей организовано проведение индивидуальных консультаций по результатам диагностики учащихся, по профессиональному самоопределению учащихся на основе сведений о профпригодности и уровне учебных достижений, по вопросу выбора факультативных занятий и объединений по интересам профориентационной направленности. Для родителей разрабатываются памятки и рекомендации по вопросам подготовки ребёнка к трудовой деятельности, самоопределения учащихся.

Совместно с родителями проводятся мероприятия профориентационной направленности: ток-шоу с участием родителей “Ступенька в новую жизнь: кем быть”, родительский лекторий «Выбор профессии — важное дело»(8 кл.), родительское собрание «Хочу. Могу. Надо – слагаемые успеха в профессии» (6 кл.), групповая тематическая консультация для родителей учащихся 9-х классов «На пороге взрослой жизни», интерактивная профориентационная игра «Мои планы на будущее». Проводятся родительские собрания под единой тематикой «Роль родителей в обучении проблемно-разрешающему поведению несовершеннолетних», на которых рассматриваются вопросы о пользе родительского участия в выборе профессии. В рамках реализации инновационного проекта стали традиционными творческие работы учащихся по теме инновационного проекта.

Осуществляется взаимодействие с родителями при проведении мероприятий в шестой школьный день, экскурсий на предприятия, участии в Днях открытых дверей в учреждениях образования.

В учреждении обеспечено психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, которое осуществляется педагогом-психологом.

К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения относится диагностическая работа, консультационная и коррекционно развивающая работа, а также психологическое просвещение.

Учащиеся изучали свои профессиональные интересы и склонности, мыслительные способности и личностные особенности. Получив результаты, составляли карту самодиагностики, которая помогала систематизировать и обобщить информацию, а также определить основные приоритеты для дальнейшего образовательного маршрута и самоопределения в выборе профессии.  По результатам диагностик оформлялись аналитические справки, результаты доводились до сведения классных руководителей, педагогов-предметников, родителей. Сводные результаты диагностических исследований способствуют при формировании групп для факультативных занятий, объединений по интересам, организации экскурсионной деятельности, а также при проведении индивидуальных и групповых консультаций, просветительской деятельности.

Такие консультации на основе диагностик для учащихся, а также их родителей, позволили определить основные приоритеты для дальнейшего самоопределения в выборе профессии в соответствии с психологическими особенностями и склонностями ребенка.

Работа с семьей строилась на принципе взаимодополнения и сотрудничества. Учитывая тот факт, что метод наблюдения является одним из самых действенных методов диагностики, а родители имеют возможность видеть своего ребенка вне учебного труда, поэтому для родителей была разработана программа наблюдения за интересами и склонностями ребенка по возрастам.

Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы способствовало более тесному сотрудничеству с классными руководителями, педагогами-предметниками, администрацией, родителями. Проведение групповых и индивидуальных консультаций, тренинговых занятий, просветительская работа повышало уровень самообразования и профессиональной компетенции педагога-психолога.

Педагогом – психологом разработаны рекомендации, памятки учащимся, родителям по выбору профессии.

Благодаря проведённой профориентационной работе, сотрудничеству с УО «Ивьевский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»  повысилась заинтересованность учащихся и их родителей в овладении рабочими профессиями, аграрными специальностями. В 2016/2017 учебном году 4 учащихся 9 класса стали обучающимися УО «Ивьевский ГСПЛ», 1 учащийся – УО «Ошмянский государственный профессиональный аграрно-технический колледж». В 2017/2018 учебном году соответственно 6 учащихся 9 класса стали обучающимися УО «Ивьевский ГСПЛ», 2 учащийся – УО «Ошмянский государственный профессиональный аграрно-технический колледж». В связи с тем, что большое внимание уделялось в учреждении повышению престижности педагогической деятельности, 5 учащихся (21 %) поступили на педагогические специальности. Изучение предварительных профессиональных намерений учащихся 9, 11 классов показало, что все учащиеся определились в образовательном и профессиональном выборе.

Выбор будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий серьезной подготовки и знаний о мире профессий.

Деятельность учреждения образования была направлена на оказание профориентационной поддержки обучающихся. Помочь учащимся сделать правильный выбор с учетом их способностей, индивидуальных и психологических особенностей и потребностей рынка труда – основная задача учреждения.

Такой подход к профориентационной работе, выработанный в учреждении образования, содействовал осуществлению дифференцированного обучения учащихся для раскрытия их интересов, склонностей, способностей и формированию у выпускников осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого, ознакомлению учащихся с профессиями и специальностями, учреждениями образования, формирует готовность выпускников к осознанному выбору профессии и успешной социализации в обществе.

Работа по реализации инновационного проекта помогла педагогическому коллективу понять, осмыслить, оценить и принять к действию данную модель допрофильной подготовки учащихся (с учетом региональных и местных условий).

Таким образом, инновационный проект способствовал выявлению, обобщению и распространению опыта учреждения образования, отдельных педагогов, родителей по эффективной допрофильной подготовке, по ориентации учащихся на рабочие и сельскохозяйственные профессии в процессе взаимодействия с семьей и социумом.

В результате реализации инновационного проекта:

-создана методическая копилка материалов, признанных повысить психолого – педагогическую компетентность педагогических работников и родителей по допрофильной подготовке учащихся в условиях взаимодействия учрежденя образования, семьи и социума;

- созданы условия для ранней профориентации учащихся и освоения ими современных и перспективных образовательных и профессиональных компетенций на основе взаимодействия школы, семьи и социума с опорой на достижения науки и передовой опыт;

- подобран диагностический инструментарий и разработана система выявления природных задатков, интересов и склонностей учащихся и формирования на их основе навыков осознанного самоопределения;

- разработаны методические рекомендации по ориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии;

-разработан справочник «Биология и медицина. Врачебные специализации в изучении курса «Биология человека» в 9 классе»;

- разработаны рекомендации, памятки учащимся, родителям по выбору профессии.

свернуть

Банк учреждений образования, центров, предприятий, учреждений дополнительного и профессионального образования, с которыми организовано сотрудничество

№п/п

Название организаций

Адрес

Профессии, с которыми знакомятся учащиеся

 

УО «Ивьевский государственный сельскохозяйст-венный профессиональ-ный лицей»

231337, Гродненская область,

г.Ивье, ул. Молодежная, 4

 

Машинист холодильных установок. Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования. Водитель автомобиля категории «С».

Тракторист-машинист, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин. Водитель автомобиля категории «С».

Технология производства швейных изделий. Общественное питание. Швея, повар.

Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ. Эксплуатация и ремонт автомобилей. Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин. Водитель автомобиля категории «С».

Отделочные и строительные работы.  Штукатур. Маляр.

 

СПК «Чернели»  

231359 Гродненская область, Ивьевский

р-н,г.п. Юратишки, ул. Морозова, 35 

Полевод, животновод, агроном, зоотехник, бухгалтер, ветеринар, тракторист, водитель.

 

Юратишковская детская школа искусств

 

Гродненская область, Ивьевский р-н г.п. Юратишки, ул.Промыш-ленная, д.3

Учитель музыки, изобразительного искусства, аккомпаниатор, художник, артист, вокалист

 

ГЛХУ « «Ивьевский лесхоз» 

г.Ивье,  Пионерская 3,   231337

Лесник, мастер леса, лесничий, трелёвщик

 

 

Юратишковское лесничество

231350

г.п. Юратишки, ул. Комсомоль-ская, 26

 

Лесопункт "Юратишки", ДОЦ "Юратишки

231350 Гродненская область, Ивьевский р-н г.п. Юратишки

Обработка древесины, станочник, инженер, химик-технолог

 

Юратишковский городской Дом культуры.   Библиотека

г.п. Юратишки

231350, Гродненская обл., Ивьевский

р-н, п.Юратишки, ул. Комсомольская, д.10

Руководитель кружка, руководитель танцевального коллектива, декоративно-прикладного искусства, библиотекарь

 

Юратишковская городская больница,

аптека №86

Гродненская область, Ивьевский

 р-н,  г.п. Юратишки, ул. Морозова, д.25

Медицинская сестра, врач, младший медицинский персонал, фармацевт, провизор.

 

Отделение почтовой связи

 

Гродненская область, Ивьевский

р-н, г.п. Юратишки, ул. Совецкая, д. 73

Почтальон, оператор, электромонтёр, программист

 

ИП Кулеш. Парикмахерская

 

Гродненская область, Ивьевский

р-н, г.п. Юратишки, ул. Совецкая,

 д. 71

Парикмахерское искусство, визажист, мастер по маникюру

 

ПАСП – 17

г.п. Юратишки

 

Гродненская область, Ивьевский

р-н, г.п. Юратишки, ул. Первомайская, д. 13

Диспетчер, спасатель, водитель пожарной машины

 

Ивьевский районный центр творчества детей и молодёжи

Гродненская область, г.Ивье, ул. 50 лет Октября, д. 25

Дизайнер, стилист, актёр, видеооператор, фотограф, педагог дополнительного образования, спортивная деятельность, культорганизатор

свернуть

Модель сотрудничества по типу профессий

Творческие работы учащихся по теме инновационного проекта

Героям нашего времени

Героями нашего времени

Их называют всегда.

Людям на помощь спешат они,

Если приходит беда.

 

На посту спасатели

День и ночь.

Мгновенно они откликнутся,

Если нужно помочь.

 

Но, чтоб пожар не случился,

Каждый из нас должен знать

Правила безопасности,

Чтобы беды избежать.

 

Знай, к чему ведёт беспечность.

Безразличие и небрежность.

Можно в миг все потерять -

Это каждый должен знать!

 

В школе учат нас не зря:

Со спичками играть нельзя,

Их просто так не зажигать –

Об этом каждый должен знать!

 

С огнем открытым не играй,

Детей к нему не подпускай.

Жизнь свою ты сбереги

И другим не навреди!

 

С огнем будь очень осторожным!

Ведь это просто и не сложно:

К приборам инструкции выполнять –

Об этом каждый должен знать!

Профессию спасателя мы будем уважать.

Правила пожарной безопасности мы будем соблюдать!

 Чекавая А., учащаяся 7 класса

Спасатели

Как-то мама мне сказала:

«На улице ты поиграй!»

Вышла я - и услыхала:

Громкий писк и лай!

 

Я ближе подошла,

А там щенки сидели,

Мокрые, замерзшие,

Давно они не ели.

 

Попыталась их достать,

Но тут земля осела,

И я, боясь их потерять,

Во все глаза глядела.

 

А их присыпало землей,

Отчаянно визжали,

Пять маленьких моих друзей,

Спасенья очень ждали.

Телефон в руки взяла

И сто один я набрала.

Это служба МЧС -

спасет людей, дома и лес.

В тот же миг спасатели

На просьбу отозвались,

На выручку щенкам моим

Машины быстро мчались.

Все старанье приложив,

Щенков моих достали

И, в одеяло закрутив,

В руки мне отдали.

А благодарные щенки

Весело визжали и,

Радуясь спасению,

 Мое лицо лизали.

Кукель А., учащаяся 5 класса

Моя любимая профессия

Есть на свете много профессий,

И важны они всем нам очень:

Врач, учитель, сантехник, профессор,

Инженер, акробат и рабочий.

Все профессии очень разные-

Трудно сделать выбор порою.

Интересные и опасные,

Могут стать для кого-то судьбою.

Каждый человек уже в школьные годы размышляет о своем будущем. О том, кем он станет. Выбор профессии – дело непростое. На свете есть много разных профессий. Это инженеры и врачи, повара и официанты, строители и продавцы. Все они очень нужны людям, каждая важна по- своему.

Но есть еще одна профессия, без которой не может обойтись в жизни ни один человек. Это, конечно же, учитель! И мне больше всего нравится именно эта профессия. Учителя - это главные проводники в жизнь. Школа - это наш второй дом, а класс - наша вторая семья.

Когда я была поменьше, я часто играла в школу. Рассадив все свои игрушки перед собой, я раздавала им тетрадки, ручки и карандаши. А сама была их учительницей и диктовала, что записать. В руках моих обязательно была указка, а на плечах мамин палантин (для важности). Часто устраивала диктанты родителям и просила их специально делать ошибки. Мне нравилось исправлять их, ставить оценки и расписываться.

Учитель - это очень трудная профессия. Он должен быть добрым, справедливым, выносливым, должен передать ученикам все свои знания. Учитель учит нас не только считать, читать и писать, не только определять падеж существительных и вставлять пропущенные буквы, он учит нас вежливости, взаимоуважению, доброте, справедливости и честности. Учит становиться человеком! Это очень кропотливая работа и требует постоянного усилия и настойчивости. Не каждый человек может стать хорошим учителем. Только тот, кто очень любит детей, добьется успехов и уважения. Конечно, у каждого из нас есть учитель, который поддержит в трудную минуту, поймет и поможет поверить в свои силы.

Я мечтаю стать именно такой учительницей! И всегда буду к этому стремиться!

Учащаяся 8 «Б» класса

Шелест Анна

свернуть

Профессиональные пробы учащихся

Прафесійная проба “Экскурсавод”

Мэта: стварэнне ўмоў для навучэнцаў паспрабавць сябе ў ролі экскурсавода, садзейнічанне выхаванню цікавасці да гісторыі школы, павагі да настаўнікаў, гонару за мінулае роднага краю.

      

      Экскурсаводы: Багушэвіч Сафія, Казакевіч Вадзім, Пігулеўскі Антон

Ход экскурсіі.

Кіраўнік музея.

Без мінулага немагчыма ні сучаснае, ні будучае. Мінулае – гэта пачатак. Сучаснае і будучае – працяг. Мінулае - карані, сучаснае – само дрэва, а будучае – плод. І як дрэва і плод немагчыма без каранёў, так і сучаснае і будучае немагчыма без мінулага, без памяці, без спадчыны.

Музей – крыніца вывучэння гісторыі роднага краю. У музеі Юрацішкаўскага ясляў-сада – сярэдняй школы сабраны звесткі пра ўстановы адукацыі, якія дзейнічалі ў Юрацішках, пачынаючы з народнага вучылішча, якое адкрылася ў 1862 годзе, і заканчваючы сучаснай школай.

Не забыты ніводзін дырэктар школы. У музеі маюцца фотаздымкі, успаміны настаўнікаў і пра настаўнікаў, якія ў розныя гады плённа працавалі на ніве адукацыі.

Усё гэта адлюстравана на стэндах, у шматлікіх альбомах і папках. Знайшлі сваё месца ўзнагароды і падарункі школе, друкаваныя ў розныя часы рознымі выданнямі матэрыялы пра Юрацішкі, школу і яе выхаванцаў.

Багаты матэрыял захоўваецца ў музеі пра тых выпускнікоў, якія займалі і займаюць высокія дзяржаўныя пасады ў роднай Беларусі і за яе межамі.

1 экскурсавод. А з чаго ўсё некалі начыналася?. У кнізе І.І.Гашкевіча “Віленская губернія” з падзагалоўкам “Поўны спіс населеных месцаў з статыстычнымі даннымі аб кожным пасяленні”, выдадзенай у Вільні 1905г., указваецца, што ў 1901 годзе ў Юрацішках існавала аднакласнае народнае вучылішча з 3-4 гадамі навучання, дзе акрамя Закона Божага вучылі чытаць і пісаць, лічыць, а таксама даваліся элементарныя звесткі па гісторыі, прыродзе і этыцы. Перад першай сусветнай вайной школа вырасла ў двухкласнае народнае вучылішча з пяцігадовым навучаннем. Напачатку вайны закрыта. У 20-х гадах была адкрыта пачатковая чатырохкласная школа з польскай мовай навучання, якая ў у 30-х гадах перарасла ў сямігодку. У кастрычніку 1939 года пачала працаваць школа з беларускай мовай выкладання, якая ў 1940 годзе мела 8 класаў. Як і да вайны яна размяшчалася ў цэнтры мястэчка ў двухпавярховым драўляным будынку, спаленым у 1941 годзе нямецкай авіяцыяй

У вайну да вясны 1943 года існавала пачатковая школа з беларускай мовай навучання. Загадваў ёю мясцовы жыхар з гімназічнай адукацыяй Іван Гіруць. Як вядома, у час вайны Юрацішкі былі амаль спалены, а таму пачатковая школа з восені 1944г. па лета 1946г. знаходзілася ў суседняй вёсцы Косці.

Адзіная раённая сямігодка размяшчалася ў вёсцы Ляпешкі. З восені 1946г. Ляпешская школа стала пачатковай, а яе 5-6 класы пераведзены ў г.п. Юрацішкі ў адбудаваны дом. У гэты час пачала будавацца двухпавярховая драўляная дзесяцігодка.

У 1949 годзе прыняла першых вучняў новая двухпавярховая Юрацішкаўская сярэдняя школа. Яе першым дырэктарам быў Старавойтаў Іван Канстанцінавіч, вялікі працаўнік і эрудыт. У яго бытнасць у 1950г. адбыўся першы выпуск з 9 чалавек. Вось чаму ў 2001 годзе школа адзначыла 100-гадовы юбілей свайго існавання і 50-годдзе першага выпуску.

У 1974 годзе пабудаваны новы чатырохпавярховы цагляна-блочны будынак на 960 вучнёўскіх месц.

У 2008 годзе ў школе праведзены капітальны рамонт.

2 экскурсавод. Калектыў настаўнікаў паступова мяняўся, але ён быў заўсёды зладжаным, працаваў ініцыятыўна, творча і плённа. Таму сярод настаўнікаў было шмат заслужаных (Бяляева Вольга Уладзіміраўна, Барысовіч Вольга Ігнатаўна, Карчэўская Таццяна Іванаўна, Сівакова Марыя Мікалаеўна), выдатнікаў адукацыі, кавалераў урадавых узнагарод (Гурына Сафія Паўлаўна, Мінцэвіч Галіна Людвігаўна, Мікша Марыя Сямёнаўна, Врублеўская Галіна Паўлаўна, Карасёва Алена Рыгораўна, Гуло Даніла Іванавіч, Хрышчановіч Вадзім Іванавіч, Жукоўскі Іван Мікалаевіч, Кавяровіч Надзея Трафімаўна, Пілецкая Марыя Якаўлеўна, Каралёў Віктар Васільевіч, Дуніч Галіна Паўлаўна).

Выдатнік народнай адукацыі і кавалер ордэна “Знак пашаны” Ніна Авакумаўна Струк, адпрацавала на ніве адукацыі амаль 40 гадоў і з іх 20 – дырэктарам Юрацішскай сярэдняй школы, якую сама закончыла ў 18 гадоў і тым ганарыцца ўсё жыццё.

Гурына Антаніна Іванаўна мае вялікі вопыт настаўніцкай і кіраўніцкай працы. Удзельнічала ў многіх раённых, абласных і рэспубліканскіх семінарах і конкурсах. Антаніна Іванаўна – удзельнік работы з’езда настаўнікаў і сустрэчы з прэзідэнтам РБ 30 жніўня 1997года ў Мінску. Ёй давяралася прымаць уступныя экзамены ў ВНУ Гродна і кантраляваць парадак залічэння абітурыентаў на першы курс.

Доўгі час і вельмі адказна працавала ў школе настаўніцай, а пасля намеснікам дырэктара Гурына Соф’я Паўлаўна. Выдатнік народнай асветы, метадыст, яна была ўзнагароджана Ганаровай граматай Вярхоўнага Савета БССР.

Мінцэвіч Галіна Людвігаўна Мікша Марыя Сямёнаўна, настаўніцы нямецкай мовы, стварылі цудоўны кабінет замежных моў, адны з першых у раёне з дыктафонамі і шматлікай іншай атрыбутыкай. Вялікая плеяда выхаванцаў таленавітых настаўніц закончылі розныя лінгвістычныя інстытуты і сталі выкладчыкамі і перакладчыкамі ў аўтарытэтных установах у вобласці германістыкі.

Настаўнік гісторыі, руплівы краязнаўца Врублеўскі Валялянцін Антонавіч - любімы настаўнік многіх пакаленняў вучняў нашай школы.

Кавалеўскія Зінаіда Іванаўна і Яўген Станіслававіч – наватары і рупліўцы, спраўдныя майстры сваёй справы. Школа ў Юрацішках стала адзінай на ўсё жыццё, і кожны з іх пакінуў яскравы след на ўсё жыццё.

Выдатнік народнай асветы, метадыст-наватар Більмон Алена Рыгораўна пакінула глыбокі след у адукацыі раёна і вобласці.

Галіна Паўлаўна Дуніч - высокакваліфікаваны настаўнік беларускай мовы і літаратуры, за шматгадовую працу неаднаразова была ўзнагароджана граматамі абласнога ўпраўлення адукацыі, Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. З 1999 па 2016 год кіраўнік школьнага музея, які, па ацэнках многіх наведвальнікаў, унікальны па зместу, багацці матэрыялу і эстэтычнасці.

Пералік настаўнікаў Юрацішкаўскай школы можна працягваць вельмі доўга.

3 экскурсавод У таленавітых настаўнікаў таленавітыя вучні.

У 1950 годзе закончыў школу Журко Вячаслаў Феафанавіч. Пасля заканчыў Беларускі дзяржаўны інстытут народнай гападаркі імя Куйбышава. Надрукаваў шмат артыкулаў па юрыдычных і эканамічных праблемах, выдаў шэсць кніг. Мае мноства розных узнагарод, з’яўляецца прафесарам Маскоўскай акадэміі МУС Расійскай Федэрацыі.

Клінцавіч Віктар Юльянавіч, скончыўшы Юрацішкаўскую дзесяцігодку ў 1951 годзе, стаў студэнтам Мінскага медыцынскага інстытута, вучобу ў якім закончыў у 1957 годзе і атрымаў дыплом з адзнакай.

У выніку шматгадовай плённай практычнай і навуковай працы была паспяхова абаронена доктарская дысертацыя. У 1988 годзе Віктар Юльянавіч Клінцавіч стаў лаўрэатам Дзяржаўнай прэміі БССР.

Каспяровіч Мікалай Вікенцьевіч скончыў Юрацішкаўскую сярэднюю школу ў 1952 годзе. Камандзір атамнай падводкі, затым камандзір дывізіі з адміральскай пасадай. У музеі захоўваецца парадная форма капітана першага рангу М. Каспяровіча, які адным з першых асвойваў атамныя падводныя лодкі, камандзірам дывізіі атамных падлодак на Балтыцы і ў Міжземным моры.

Выпускнік Юрацішкаўскай сярэдняй школы 1953 года Баршчэўскі Эдуард Іосіфавіч за поспехі ў вучобе і прыкладныя паводзіны ўзнагароджаны першым у гісторыі школы сярэбраным медалём. Працаваў кіраўніком спраў Савета Міністраў БССР, затым начальнікам упраўлення знешніх зносін Міністэрства марскога флоту СССР і Расійскай Федэрацыі.

Міхневіч Эдуард Іванавіч закончыў Юрацішкаўскую сярэднюю школу ў 1957 годзе з залатым медалём і паступіў у Беларускі дзяржаўны політэхнічны інстытут на гідратэхнічны факультэт. У 1991 годзе стаў доктарам тэхнічных навук. З 1993 года працуе ў Беларускай політэхнічнай акадэміі і ўзначальвае адну з яе кафедраў.

Эдуард Іванавіч напісаў многа навуковых прац па гідраэкалогіі і водазабеспячэнні.

Выпускнік 1959 года Русаковіч Анатоль Міхайлавіч паступіў у Беларускі дзяржаўны універсітэт на факультэт журналістыкі. З 1967 па 1970 год вучыўся ў акадэміі грамадскіх навук пры ЦК КПСС. Падрыхтаваў і абараніў кандыдацкую дысертацыю і атрымаў вучоную ступень кандыдата гістарычных навук. Працаваў ў апараце ЦК КПСС.

Дабейка Іван Паўлавіч, таксама ыпускнік 1959 года - лаўрэат Дзяржаўнай прэміі СССР, заслужаны геолаг Расіі. Адкрыў першае і пакуль адзінае ў Еўропе радовішча алмазаў

Грабек Алег Аўгусцінавіч закончыў Юрацішкаўскую сярэднюю школу ў 1974 годзе. Узначальваў Федэрацыю інжынераў Беларусі.

У 2002 годзе балаціраваўся кандыдатам у дэпутаты Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь па Іўеўскай выбарчай акрузе.

Залаты медаліст Папок Сяргей Мікалаевіч - выпускнік Юрацішкаўскай сярэдняй школы 1975 года. Пасля заканчэння Вышэйшага артылерыйскага вучылішча некалькі год служыў на Камчатцы. Прайшоў выпрабаванне вайной у Афганістане.

Выдатна закончыў дыпламатычную школу вайскоўцаў і шмат гадоў запар працаваў у Вашынгтоне і Нью-Йорку. Зараз займае пасаду ваеннага аташэ ў пасольстве Расіі ў Эквадоры.

Грыневіч Алена Карлаўна, выпускніца 1979 года, з’яўляецца аўтарам кніг па іспанскай мове для школьнікаў Беларусі і Расіі. Падрыхтавала зборнікі тэстаў і распрацавала дапаможныя матэрыялы для абітурыентаў. Неаднаразова з’яўлялася старшынёй журы на рэспубліканскіх алімпіядах па іспанскай мове.

Карпуць Яўген Вікенцьевіч у школьныя гады захапляўся паэзіяй, маляваннем. Потым юнак з вёскі Лабачы сам вывучыўся на настаўніка і зараз працуе ў Слуцку, у другой гарадской школе. Не аб’ездзіў ён, як пашчасціла іншым былым школьнікам з Юрацішак, увесь свет. Яго свет – гэта паэзія, музыка, мастацтва.

Кіраўнік музея. Юрацішкаўскі ясі-сад – сярэдняя школа Іўеўскага раёна добра вядома не толькі ў Гродзенскай вобласці, але і ў рэспубліцы найперш дасягненнямі навучэнцаў і настаўнікаў, паспяховай рэалізацыяй інавацыйных праектаў.

Галоўным дасягненнем жыццядзейнасці школы з’яўляюцца вучнёўскія перамогі на прадметных алімпіядах рознага ўзроўню і конкурсе даследчых работ “Крыштальная Альфа”. За кожнай з гэтых перамог – крапатлівая праца настаўнікаў: Н.У. Сілюк, Г.С. Мінаевай, Ж.І. Чарняк., Л.В. Ус.

Юрацішкаўскі яслі-сад сярэдняя школа славіцца і сваімі спартыўнымі перамогамі раённага, абласнога і рэспубліканскага ўзроўняў. Заслуга ў гэтым настаўнікаў фізічнай культуры В.Я. Майсея і А.У Сілюка.

Установа адукацыі з’яўляецца апорнай у Іўеўскім раёне па выкарыстанні інфармацыйных тэхналогій у адукацыйным працэсе, а таксама па краязнаўчаму накірунку, дзе галоўную ролю адыгрывае музей “Вытокі”, які высока ацэнены шматлікімі наведвальнікамі і спецыялістамі за багацце, унікальнасць і разнастайнасць матэрыялу.

Як бачым, сёння ў школе мы працягваем слаўныя традыцыі, жывём сучасным і вызначаем будучае.

свернуть

Профессиональная проба «Оператор связи»

Профессиональная проба «Сестринское дело»

Рекомендации учащимся и родителям

 

Рекомендации, памятки учащимся, родителям

по  выбору профессии

 

Рекомендации   учащимся

Выбор профессии – это элемент смысла жизни человека, потому что труд – значимая человеческая ценность и именно он – интересный, любимый и творческий – делает жизнь человека осмысленной и счастливой. Зачастую выбор дела по душе – процесс длительный, и делать скоропалительные выводы неблагоразумно. 

Выбор должен опираться на сумму достоверной информации и точную оценку способностей и возможностей. Важно как можно больше узнать о себе. 

Вы должны решить для себя, сколько времени и усилий Вы готовы потратить на профессиональное обучение. 

Правила выбора профессии

  • Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
  • Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
  • Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
  • Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
  • Попробовать свои силы в выбранной профессии (в объединениях по интересам, пройти профпробы).
  • Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
  • При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
  • При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
  • Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

 

 

 

 

Ошибки и затруднения при выборе профессии

 

  • Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
  • Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
  • Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
  • Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
  • Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
  • Устарелые представления о характере труда в некоторых средствах производства.
  • Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

 

Как помочь своему ребенку в выборе профессии

(памятка для родителей)

 

Выбор профессии – задача не из легких даже для  взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

1 этап.    Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

 

 

 

 

 

Типичные ошибки при выборе профессии

 

Выбор профессии «за компанию»

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

Отождествление учебного предмета с профессией

Например, учащаяся хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей. 

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится

К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах

Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Выбор профессии под давлением родителей

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае –  высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: УПТО – ССУЗ – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

 

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

Первый фактор – «Хочу»

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

Второй фактор – «Могу»

Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. 

Третий фактор – «Надо»

Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности. 1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора. 2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта. 3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитайте последствия каждого варианта.

4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

2 этап.   Выбор учебного заведения

Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений, посещение Дней открытых дверей.

3 этап.   Поступление в учебное заведение

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.

Первое, что необходимо знать, - это физиологические спады и подъемы, говоря проще, когда усталость объективно обусловлена, и действительно нужно отдохнуть, а когда наиболее благоприятное время для занятий.

Существуют регулярные колебания дневной работоспособности:

  • физиологические подъемы: 5 ч., 11 ч., 16 ч., 20 ч., 24 ч.;
  • физиологические спады: 2 ч., 9 ч., 14 ч., 18 ч., 22 ч.

К сожалению, ни один человек  не может избежать чувства усталости и напряжения. Но уменьшить его, сделать легко переносимым, можно и нужно.

Для снятия напряжения незаменима вода. Можно посоветовать уставшему ребенку встать под душ с теплой водой и расслабиться. Предложить мысленно выполнить упражнение: «Представь, что поток воды уносит с собой твою усталость и напряжение, почувствуй облегчение, сделай напор воды более сильным, а саму воду – более прохладной. Теперь ощути, как каждая струйка наполняет твое тело энергией и силой».

Для обретения уверенности и силы могут помочь «ресурсные образы»: «Попробуй вспомнить или придумать место, где тебе хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берега моря, поляны в лесу и т.п. Представь, что ты находишься именно в этом месте, ощущаешь запахи, слышишь шелест травы или шум волн, видишь голубое небо! Представь, что все это твое и может быть доступно тебе в любое время».

И последнее, организуйте своему ребенку в период подготовки к экзаменам регулярное 3-4-разовое питание. Именно в этот период в рационе особенно важны овощи и фрукты. Нужно заменить конфеты и булочки на яблоки, гранаты,  орехи, изюм. Очень благотворно на работу мозга влияет фосфор, т.е. употребление рыбы, сыра, бобовых, молочных продуктов. Теплое молоко с медом перед сном действует лучше всякого снотворного. Вместо кофе и чая лучше пить соки, компоты или молоко.

4 этап.   Подготовка будущего профессионала

Итак, необходимый результат достигнут, и ребенок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.

Как родители могут помочь ребенку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы. Как правильно это сделать?

  • Оценить свои навыки, способности, сильные стороны.
  • Поставить определенную и реальную цель, составить четкое представление о том, какую работу и на каких условиях он хотел бы иметь.
  • Соотнести свои возможности с требованиями рынка труда по его специальности.
  • Подготовить информацию о себе, составить резюме.
  • Определить сферы деятельности и предприятия, где может быть подходящая работа.
  • Подготовиться к собеседованию с работодателем.
  • Осуществлять активный поиск работы.
  • Пройти испытательный срок, заключить трудовой контракт, и начать работу в организации.

Сформировать четкое представление о работе, которую хотел бы получить молодой человек, поможет совместный анализ его предпочтений, который полезно проводить на протяжении всего периода обучения студента. Какие предметы и спецкурсы вызывают наибольший интерес? Какие аспекты изучаемых дисциплин привлекают повышенное внимание – теоретические, исследовательские, прикладные?

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям по профориентации

 

Вместе, но не вместо

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором, то есть, сам подросток.

 

 

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает учащемуся самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В учреждение образования - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в ВУЗ - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите просто посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

 

 

 

свернуть

Памятка для учащихся

Памятка для учащихся

 

1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.

2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

3. Выберите наиболее привлекательную профессию.

4. Подробно изучите выбранную профессию.

5. Сравните полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.

6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.

7. Приняв решение, не отступайте перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: