Национальный детский технопарк
Национальный детский технопарк
Национальный детский технопарк
Национальный детский технопарк – это учреждение образования, целью которого является поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научно-технической и инновационной деятельности, стремление к личностным научным достижениям.
Наша миссия
Миссия Детского технопарка – отслеживать тенденции, определять приоритеты и находить новые решения в сфере образования, открывать возможности для реализации научно-технического потенциала учащихся и вдохновлять на новые идеи и открытия.
Образовательные смены – это одно из основных направлений деятельности Национального детского технопарка, в рамках которого учащимся 9-11 классов предоставляется возможность бесплатно пройти обучение по выбранному образовательному направлению.
Дополнительное образование
Программа дополнительного образования детей и молодежи направлена на совершенствование образовательных условий, которые способствуют развитию творческого потенциала, обретению новых знаний, совершенствованию профессиональных навыков и расширению кругозора.
Учебная программа по каждому образовательному направлению рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 6 раз в неделю по 4 часа в группах по 7-10 человек.
Учебные программы составлены таким образом, чтобы учащиеся могли овладеть всем комплексом знаний для реализации и защиты исследовательского проекта, работа над которым будет проходить в период обучения.
Направления:
Зеленая химия — это научное направление, которое предполагает усовершенствование уже существующих и разработку новых химических процессов и продуктов, не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
В программу «Зеленая химия» входит:
знакомство со стратегиями решения экологических проблем (стратегия «конца трубы» и стратегия предотвращения образования отходов);
освоение методов анализа и очистки поверхностных и подземных вод;
знакомство с вариантами решения проблемы накопления в окружающей среде отходов небиоразлагаемой упаковки из синтетических полимеров;
приобретение навыков по «зеленым» способам синтеза органических и неорганических веществ, использованию безопасных «зеленых» растворителей и возобновляемого растительного сырья;
изучение способов получения и исследования свойств биоразлагаемых полимерных пленок.
В программу «Зеленый химический синтез» входит:
изучение базовых принципов зеленой химии;
получение навыков по источникам синтетических отходов химических производств в окружающей среде, оптимальным путям их детектирования и возврата в цикл вторичной переработки;
исследование в области разработки методов зеленого химического синтеза веществ неорганической и органической природы в мире и в Республике Беларусь;
исследование в области утилизации синтетических отходов химических производств в мире и в Республике Беларусь.
Робототехника – это совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют программировать, оснащать и управлять роботами для выполнения автоматизированных производственных задач.
Робототехнические системы – это комплекс программно-аппаратных технических средств, который позволяет решать сложные задачи в области автоматизации (роботизации) технологических процессов и производств по различным направлениям.
В программу «Робототехнические системы» входит:
изучение структуры микроконтроллеров AVR и критериев настройки аппаратных блоков контроллера;
знакомство с языками и системами программирования промышленных роботов;
решение типовых задач по электронике и схемотехнике;
проектирование и конструирование корпусных деталей и механических узлов;
работа в программных средах SolidWorks, Proteus, CodeVisionAVR;
программирование микроконтроллеров AVR на языке программирования С;
создание 3D-моделей устройства и чертежей;
изучение методологии научного познания.
Информационные и компьютерные технологии
Прототипирование
Прототипирование широко используется в машино- и приборостроении, программировании и во многих других областях техники. Прототипирование– это возможность изготовить прототип (опытный образец) изделия, узлов изделия, отдельных деталей в натуральную величину с использованием технологий цифрового производства в кратчайшие сроки.
В программу входит:
знакомство с основами технического черчения и работа в системе трехмерного моделирования Autodesk 3ds Max и Fusion 360;
изучение технологии проектирования и построения 3D-моделей, а также импортирование 3D-моделей различных форматов и использование их для построения собственных конструкций;
освоение основных настроек 3D-принтера, его конструкций и принципов работы;
создание, клонирование и трансформирование 3D-объектов;
создание сложных трехмерных моделей, проведение симуляций физических явлений для подтверждения целесообразности созданных конструкций.
Веб-дизайн
Данное образовательное направление призвано раскрыть у учащихся потенциал веб-разработчика и помочь в реализации личных проектов. Программа рассчитана на углубление знаний учащихся в области веб-дизайна, сайтостроения и Интернет-технологий.
В программу входит:
закрепление знаний по языку гипертекстовой разметки и каскадных таблиц стилей;
создание веб-страниц и стилизация их элементов при помощи CSS-свойств;
применение CSS-селекторов;
создание анимации на основе псевдоселекторов и keyframes;
решение логических задач, связанных с разработкой архитектуры веб-страницы;
знакомство с популярными библиотеками и фреймворком Bootstrap;
изучение языка программирования JavaScript.
Инженерная экология
Инженерная экология – это направление, возникшее на стыке технических, естественных и социальных наук, представляющее собой систему научно обоснованных инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества окружающей среды в условиях растущего промышленного и сельскохозяйственного производства.
Инженерная экология изучает взаимодействие природы и техники, закономерность формирования природно-технических систем и возможные способы управления этими системами для обеспечения экологической безопасности и защиты природной среды.
В программу входит:
знакомство с источниками и факторами воздействия на окружающую среду;
изучение классификации и общей характеристики мероприятий по охране окружающей среды;
освоение методик сбора и оформления фактического материала по проблемам инженерной экологии;
работа с приборами, оборудованием и прикладными компьютерными программами для обработки и анализа результатов исследования;
решение прикладных задач: определение содержания тяжелых металлов в объектах, концентрации нитратов в воде, почве, продуктах питания;
моделирование «парникового эффекта»;
определение сорбционных свойств природных материалов;
исследование химического состава атмосферных отходов;
освоение методики очистки стоячих вод от взвешенных и коллоидных примесей методом коагуляции и флокуляции.
государственный технологический университет», кандидат технических наук.
В программу обучения входит:
изучение аналитических методов мониторинга состояния окружающей среды;
освоение экологических программ и методов контроля состояния окружающей среды;
изучение методов оценки воздействия производственной деятельности на окружающую среду;
изучение инженерных методов снижения влияния производственной деятельности на окружающую среду;
приобретение навыков экологического менеджмента производственных объектов и экосистем;
изучение основ экологического программирования и ГИС-технологий.
Биотехнологии
Биотехнологии в широком смысле представляют собой целый ряд научных направлений, опирающихся на применение знаний и методов биохимии, микробиологии, генетики и химической технологии.
В более прикладном понимании под биотехнологиями понимают промышленное использование биологических агентов – клеток микроорганизмов, животных и растений для целенаправленного получения продуктов, ценных для различных областей человеческой деятельности.
В программу «Биотехнологии» входит:
изучение возможностей и перспектив современных биотехнологий;
освоение методик фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья (макро- и микроскопический, товароведческий и фитохимический анализ);
освоение навыков по определению технологических свойств сырья (насыпная плотность, коэффициент набухаемости, порозность и др.);
освоение методик определения содержания в сырье биологически активных веществ (антоцианы, дубильные вещества и др.).
В программу «Биотехнология растений» входит:
изучение научных основ и инновационных методов физиологии и биотехнологии растений, таких как генная и клеточная инженерия растений, микроклональное размножение и т.д.;
изучение механизмов физиологического действия регуляторов роста на растительные организмы и ознакомление с перспективными направлениями их использования в биотехнологии растений;
приобретение навыков работы в асептических условиях для культивирования клеток, тканей и интактных растений;
освоение техники микроклонального размножения декоративных древесных растений в условиях in vitro и сопутствующих процессов (приготовление питательных сред, автоклавирование и т.д);
овладение методиками «зеленого» синтеза наночастиц (синтез с помощью нетоксичных химических агентов, растительных экстрактов и др.);
освоение технологий цифрового фенотипирования растений.
В программу «Биотехнология микроорганизмов» входит:
формирование теоретических основ фундаментальных и прикладных аспектов микробиологии;
получение навыков работы в микробиологической лаборатории;
освоение селективных методов выделения и получения чистых культур микроорганизмов, таких как бактерии, грибы, дрожжи, актиномицеты;
изучение биотехнологического потенциала микроорганизмов для продукции ферментов, антибиотиков, биологически активных веществ, пигментов и т.д.;
получение перспективных продуцентов биологически активных веществ;
приобретение навыков моделирования микробиологических опытов.
Наноиндустрия и нанотехнологии
Нанотехнология – это одно из самых перспективных направлений науки и технологии, представляющих совокупность методов и средств, обеспечивающих создание структур с типичными размерами от единиц до сотен нанометров (1 нанометр – это одна миллиардная доля метра), а также материалов и функциональных систем на их основе. Эта отрасль науки основана на том, чтобы научиться работать с материалами на уровне нановеличин.
В программу «Наноиндустрия и нанотехнологии» входит:
знакомство со стратегиями получения и использования низкоразмерных структур и объектов;
основы 3D-моделирования и прототипирования деталей на нанометровом уровне;
освоение способов получения наноразмерных структур и тонких пленок;
знакомство с методами диагностики структуры нанообъектов;
знакомство с экспериментальными методами определения механических характеристик нанообъектов.
Энергетика будущего
Энергетика будущего – это перспективные направления развития энергетики без углеродного следа, способствующие снижению рисков причинения вреда окружающей среде и сохранению ископаемого углеводородного технологического сырья.
Ядерная энергетика – активно развивающееся направление, как в нашей стране, так и во всем мире.
Ядерная энергетика играет ключевую роль в переходе к экологически чистой энергии, способствует сохранению климата и повышению экономических показателей энергосистемы Республики Беларусь.
В программу «Ядерная энергетика» входит:
изучение такого направления развития безуглеродной энергетики, как ядерная энергетика;
физические законы лежащие в основе протекания ядерных реакций;
знакомство с типами реакторных установок и процессами, протекающими в них;
требования к качеству подготовки питательной воды на атомной электростанции, способы ее получения;
установление и анализ зависимостей в работе основного и вспомогательного оборудования атомной электростанции.
Электроника и связь
Электроника и связь – это научное направление, охватывающее технологии передачи, распределения информации и производства электронных компонентов.
В программу «Электроника и связь» входит:
знакомство с основными электронными компонентами, принципами их устройства и функционирования;
изучение типовой структуры микроконтроллера и основ программирования встраиваемых систем обработки и управления;
изучение методов формирования, передачи и приема сигналов;
знакомство с методами преобразования и обработки сигналов;
изучение способов коммутации и технологий распределения информации;
приобретение навыков по моделированию функциональных элементов и устройств связи.
Архитектура и дизайн
Архитектура и дизайн – это научные направления, основная задача которых – создание комфортной среды для жизнедеятельности людей. Архитектурный дизайн, возникший на стыке архитектуры и дизайна, комплексно использует традиционные средства и инновационные методы архитектуры и дизайна для решения функциональных, эстетических и экологических задач формирования среды.
В программу «Введение в архитектурное и архитектурно–дизайнерское проектирование» входит:
знакомство с основными методами поиска решения технических (инженерных) и творческих задач в области архитектуры и дизайна;
знакомство с основами архитектурного и архитектурно-дизайнерского проектирования, базирующихся на принципах органичного взаимодействия архитектуры и дизайна, комплексного инновационного подхода при разработке среды по законам целесообразности и красоты, внедрения инновационных технологий;
изучение исторического развития зодчества и искусства в различные эпохи у разных народов;
ознакомление с различными графическими техниками на практике и постижение философии визуализации исторических форм архитектурных сооружений и окружающей среды графическими средствами;
освоение практических методов и технических приемов архитектурного макетирования;
изучение основ архитектурной колористики и цветового дизайна;
приобретение навыков создания творческой работы на базе компьютерных методов визуализации;
освоение принципов и методов разработки научно-творческих проектов небольших зданий павильонного типа, малых архитектурных и архитектурно-дизайнерских форм на основе стратегии «креативность как инновационный метод проектно-мыслительного процесса».
Информационная безопасность
Информационная безопасность — это научное направление, ориентированное на обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации, обрабатываемой в информационных системах, а также на противодействие кибератакам.
В программу «Обеспечение безопасности информации в информационных сетях» входит:
знакомство с методологией информационной безопасности и терминологией, применяемой в данной сфере;
изучение архитектуры информационных сетей и систем, принципов их функционирования;
получение практических навыков по анализу трафика в информационных сетях;
изучение различных видов кибератак, методов и средства противодействия им;
изучение программно-аппаратных средств защиты информации и получение практических навыков по их настройке.
Лазерные технологии
Лазерные технологии – это совокупность способов обработки, изменения состояния, свойств и формы материала или полуфабриката, осуществляемых посредством лазерного излучения.
Лазерные технологии широко применяются в самых разных отраслях науки и техники, а также в быту. Все мы пользуемся лазерными принтерами, лазерными указками, в магазинах используются считыватели штрих-кодов на основе лазерного луча. В медицине с помощью лазеров проводятся сложнейшие операции.
В программу «Лазерные технологии» входит:
знакомство с устройством и принципами работы современных лазерных систем;
знакомство с названиями и назначениями основных терминов, используемых при выполнении работ;
знакомство с физическими процессами, происходящими при взаимодействии лазерного излучения с материалами;
обучение базовым научно-теоретических знаниям для решения теоретических и практических задач в области лазерной техники и технологий;
работа с современными контрольно-измерительными приборами;
работа с научной, нормативно-справочной и специальной литературой.
Авиакосмические технологии
Авиационная и космическая отрасль – это самые высокотехнологичные производства на нашей планете. Огромное количество современных изобретений и технологий, используемых в материаловедении, радиоэлектронике и радиолокации, машино- и приборостроении, компьютерных технологиях и программировании, специализированных системах управления, были созданы в стенах авиационных конструкторских бюро и предприятий.
В программу «Авиакосмические технологии» входит:
анализ основных аэродинамических компоновок современных летательных аппаратов;
изучение и анализ основных технологий, используемых при создании современных летательных аппаратов;
ознакомление с принципами действия и устройством силовых установок и бортового оборудования БПЛА;
сборка и отладка учебного квадрокоптера из специализированного набора;
основы технологии изготовления БПЛА из композиционных материалов, демонстрация оснастки и ознакомительные работы по формованию и сборке элементов планера беспилотного аппарата;
обучение технике пилотирования БПЛА в ручном режиме при помощи авиасимулятора, пилотирование реальных моделей самолетов и квадрокоптеров;
ознакомление с работой распределенной наземной станции управления, приема и обработки телеметрии, и целевой информации многоспутниковых орбитальных группировок малоразмерных космических аппаратов.
Виртуальная и дополненная реальность
Дополненная реальность улучшает или «дополняет» реальный мир, привнося в него цифровые элементы: визуальные, звуковые или сенсорные. Виртуальная реальность, напротив, ничего не добавляет к существующему миру, а создает собственную киберсреду.
Области применения технологий виртуальной и дополненной реальности обширны: сфера образования, производство, медицина, исследовательская деятельность, моделирование и симуляция чрезвычайных ситуаций и т. д.
В программу «Виртуальная и дополненная реальность» входит:
изучение основных понятий виртуальной и дополненной реальности;
обучение технологиям виртуальной и дополненной реальности, сферам их применения и перспективам развития;
работа с информационными системами, VR/AR-приложениями; изучение основ 3D-моделирования;
изучение инструментов дополненной реальности;
обучение разработке алгоритмов;
составление композиции;
создание объектов дополненной реальности;
создание объектов виртуальной реальности.
Машины и двигатели. Автомобилестроение
Автомобильная промышленность или автомобилестроение – отдельная ветвь современной промышленности, которая специализируется на проектировании и создании средств передвижения, не использующих рельсовую основу, в которых установлен автономный двигатель, приводящий всю машину в движение.
В программу «Машины и двигатели. Автомобилестроение» входит:
ознакомление с историей автомобильной техники;
ознакомление с базовыми понятиями в области создания автомобиля;
ознакомление с терминологией, используемой в отечественной и зарубежной автомобильной промышленности;
изучение термодинамических, химических, газодинамических, гидравлических процессов, протекающих в цилиндре двигателей и его системах;
изучение способов осуществления термодинамических процессов в технических системах;
изучение влияния свойств эксплуатационных материалов на показатели работы двигателя;
изучение основных служебных систем автомобиля и методов их разработки, изготовления и испытаний;
решение задач в области разработки и совершенствования двигателей.
Природные ресурсы
Природные ресурсы – это направление, включающее в себя знания основ геологии, которые позволяют выработать целостное геологическое мировоззрение, ознакомиться с существующими основными понятиями и теориями в геологии, основными элементами структурного залегания различных типов геологических тел и условиями их формирования, основными классами минералов и типами горных пород, их составом, свойствами, так же добычу полезных ископаемых из недр и их первичную переработку. Полезные ископаемые являются основой народного хозяйства и нет ни одной его отрасли, где бы не применялись полезные ископаемые или продукты их переработки. Данное направление занимается изучением взаимосвязи горно-технологических, топографических и гидрографических условий залегания залежей полезного ископаемого с разнообразием возможных способов вскрытия, систем разработки, использования и расстановки технологического оборудования при осуществлении всего комплекса горно-капитальных, вскрышных и добычных работ, обеспечивающих плановую, безопасную и экономичную работу за весь срок существования карьера.
В программу входит:
изучение геологического строения Земли и основных ее геосфер;
познание классов минералов и типов горных пород, и способов их диагностики, а также установление их генезиса;
ознакомление с методами определения абсолютного (изотопного) и относительного возраста и изучение структурных особенностей залегания горных пород;
изучение технологических свойств горных пород;
рассмотрение условий залегания месторождений и их влияние на выбор технологии горных работ;
освоение методик сбора и оформления фактического материала по проблемам добычи полезных ископаемых;
работа с приборами, оборудованием и прикладными компьютерными программами для обработки и анализа результатов исследования;
рассмотрение основных этапов строительства и эксплуатации карьера, методов подготовки горных пород к выемке;
изучение значения, особенностей и видов карьерного транспорта, характеристика горных пород по трудности транспортирования, обеспечение безопасных условий при перемещении карьерных грузов;
ознакомление с мероприятиями по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Мы в соцсетях & RSS